К 100-летию со дня рождения
Чем импонирует нам Юрий Васильевич Бондарев? Своей твердой гражданской позицией: «Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны». И он делал…
А еще, как творческий человек и фронтовик, он четко определил свою общественную роль: «Нам суждено было рассказать правду, принесенную оттуда… Правду тех, кто уцелел, кто был на передовой и знал, что такое один сухарь на троих, что такое холод железа в руках…».
Имя Бондарева хорошо известно читающей России, и тем не менее, в год столетия со дня его рождения, до которого он не дожил всего четыре года, поразмышлять о творчестве этого выдающегося писателя, о нем самом как о незаурядной личности, гражданине, мыслителе все же необходимо.
По словам местных жителей, в селе Прокудском солдаты соорудили осенью 1971 года в несколько рядов окопы и траншеи, из Москвы привезли на съемки пиротехнику и военные машины: 16 пушек, 40 танков Т-34, которые «сыграли» в фильме роль немецких «тигров» (в Прокудском их обшили фанерой и перекрасили). По железной дороге в Новосибирск привезли и конный батальон «Мосфильма»: тридцать специально обученных лошадей. Многое нашлось и на месте. С резервных складов Сибирского военного округа для съемок взяли стрелковое оружие времен войны: автоматы и ручные пулеметы, а также овчинные тулупы и валенки.
Пойма реки Чик оказалась очень похожа на Мышкову Волгоградской области (ранее Сталинградская область), а Шиловский полигон стал идеальной киноплощадкой.
Командование армии, военные консультанты и военнослужащие Сибирского военного округа были участниками киносъемок. Спецэффекты использовали живые, не рисованные. На съемочной площадке стреляли боевыми патронами. Учиться военному делу приходилось прямо на месте и звездам советского кино, и начинающим артистам. В фильме сыграли четыре профессиональных новосибирских актера, в том числе единственную женскую роль санинструктора Тани (Тамара Седельникова).
Работали в суровых условиях сибирской зимы, в сильный мороз, какой был и в 1942 году. Но съемки не прекращали ни на один день. «Было минус сорок, очень сильный ветер. Мы обморозили лица, руки, ноги. Гримеры плакали потому, что приходилось накладывать грим на лица, которые были сильно обожжены морозом. Так что снег был для нас, действительно, горячим», — вспоминал актер Борис Токарев.
А в конце марта морозная зима резко сменилась оттепелью, и съемочная группа приняла решение возвращаться в столицу. Работу над картиной закончили на полигоне Алабино под Москвой, а осенью 1972 года кино показали зрителям-фронтовикам. После просмотра победители вставали и благодарили съемочную группу за правду, самоотверженность и память о подвиге, которую сохранит фильм «Горячий снег».
«Военные фильмы в Советском Союзе снимали про людей, а не про боевые действия, не про танки, пушки или пулеметы, не про то, как самолеты падают и так далее. Снимали про людей, про взаимоотношения. Самое интересное в фильме — это мальчишки, которые после боя становятся настоящими мужчинами, настоящими воинами», — рассказывал актер Борис Токарев.
Приглашаем в библиотеку, где для вас, уважаемые читатели, нашими специалистами подготовлена выставка произведений Ю. В. БОНДАРЕВА