Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «КНИЖНЫЕ МИРЫ. ВЕКОВЫЕ ЮБИЛЕИ» | 9. Анатолий Михайлович Савченко (1924–2011)

К#nbsp;100-летию со#nbsp;дня рождения

«САМЫЙ ДОБРЫЙ ХУДОЖНИК СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМА»

Именно так, самым добрым художником, называли Анатолия Савченко#nbsp;— мультипликатора, иллюстратора детских книг, создателя забавных сказочных героев: Карлсона, попугая Кеши, Мойдодыра и#nbsp;многих других.

Рассказывают, что своего знаменитого Карлсона мастер анимации нарисовал, даже не#nbsp;читая сказку Линдгрен и#nbsp;не#nbsp;будучи знаком с#nbsp;классическими иллюстрациями Илун Викланд. И#nbsp;каким#nbsp;же оригинальным, милым и#nbsp;симпатичным этот персонаж получился!
ЛУЧШИЙ В#nbsp;МИРЕ КАРЛСОН

Интересно, что на#nbsp;своей родине, в#nbsp;Швеции, Карлсон считается персонажем весьма неоднозначным. Даже более того#nbsp;— отрицательным и#nbsp;вредным.

Ведь кто он#nbsp;такой, этот неугомонный любитель сладостей и#nbsp;приключений? Судя по#nbsp;книге#nbsp;— нарушитель порядка, хвастунишка и#nbsp;врун, который и#nbsp;Малыша может обидеть, и#nbsp;родителей напугать. Естественно, когда Малыш вырастает и#nbsp;начинает воспринимать выходки своего друга с#nbsp;улыбкой, это воспринимается читателями как счастливый финал. Еще бы! Жить взрослой самостоятельной жизнью куда интереснее, чем водиться с#nbsp;летучим хулиганом, «сыном гнома и#nbsp;мумии» (а#nbsp;именно так Карлсон презентует сам себя в#nbsp;первой части сказки).

Иллюстрации А.#nbsp;Савченко

Повесть Астрид Линдгрен о#nbsp;детском одиночестве и#nbsp;трудностях взросления была издана в#nbsp;СССР в#nbsp;1957 году. Несмотря на#nbsp;блестящий перевод Лилианны Лунгиной, читатели приняли сказку спокойно и#nbsp;даже прохладно. Но#nbsp;потом случилось чудо: на#nbsp;экраны вышел мультфильм по#nbsp;мотивам произведения Линдгрен, и#nbsp;книги про Карлсона с#nbsp;иллюстрациями художника-мультипликатора Анатолия Савченко стали расходиться многомиллионными тиражами.

Таким образом, создатели мультфильма подарили «лучшему в#nbsp;мире» «привидению с#nbsp;мотором» вторую жизнь, а#nbsp;имя Анатолия Савченко прогремело по#nbsp;всей стране и#nbsp;положило начало долгой популярности. В#nbsp;последующие годы на#nbsp;мультиках и#nbsp;книгах художника вырастет несколько поколений малышей.

Иллюстрации А.#nbsp;Савченко

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ В#nbsp;СТАРЕНЬКОМ КИНОТЕАТРЕ

Анатолий Михайлович Савченко родился 30#nbsp;июня 1924#nbsp;года в#nbsp;городе Новочеркасске (Краснодарский край).
Его отец работал фармацевтом, провизором. Кроме того, он#nbsp;обладал незаурядным художественным талантом, был живописцем-самоучкой: увлеченно рисовал, копировал картины любимых художников, делал эстампы, а#nbsp;иногда создавали свои собственные оригинальные работы. Приобщил он#nbsp;к#nbsp;искусству и#nbsp;своего сына Толю.

Биографы уверяют, что будущий художник в#nbsp;раннем детстве научился держать в#nbsp;руках ложку и#nbsp;карандаш практически одновременно. Отец много ему рассказывал о#nbsp;великих мастерах, показывал картины, помог освоить азы рисования.

Фото: Новочеркасск; вид на#nbsp;улицу Московскую с#nbsp;Троицкого храма (квартал между площадью и#nbsp;нынешним переулком Кривопустенко)

Когда мальчик подрос, его повели в#nbsp;старенький новочеркасский кинотеатр. Там перед началом сеанса Толя увидел настоящее чудо#nbsp;— мультики! Ожившие картинки произвели на#nbsp;мальчика такое потрясающее впечатление, что он#nbsp;решил: когда вырастет, обязательно будет создавать нечто подобное. Так и#nbsp;случилось.
ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ

22#nbsp;июня 1941#nbsp;года началась война. Для Толи Савченко#nbsp;— также, как и#nbsp;для всех его сверстников#nbsp;— этот день стал поворотным. Детство кончилось. Впереди ждали суровые испытания.

В#nbsp;1942#nbsp;году фашистские войска заняли Новочеркасск, и#nbsp;семнадцатилетний юноша вместе с#nbsp;отступающими защитниками города ушел на#nbsp;фронт. Будущий художник служил в#nbsp;пехоте.
Анатолий САВЧЕНКО о#nbsp;войне:
«Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не#nbsp;понятно. Винтовки у#nbsp;мертвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в#nbsp;ход шли. Неразбериха полнейшая. В#nbsp;боях на#nbsp;Северном Кавказе ранило осколком в#nbsp;ногу, я#nbsp;до#nbsp;лазарета допрыгал, а#nbsp;мне показывают: видишь, какие тяжелые лежат, ждут, пока до#nbsp;них очередь дойдет, врачей-то нет. Ступай лучше восвояси, сам видишь, не#nbsp;до#nbsp;тебя. Ну, я#nbsp;и#nbsp;ушел. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло, наверное, на#nbsp;ногах с#nbsp;войны вернулся» (5).
За#nbsp;храбрость и#nbsp;мужество Анатолий Савченко был удостоен наград. В#nbsp;их#nbsp;числе#nbsp;— орден «Отечественной войны» и#nbsp;несколько медалей. Демобилизовавшись, он#nbsp;вернулся в#nbsp;родной город, Новочеркасск.

Пройдет совсем немного времени, и#nbsp;Анатолий Савченко вместе с#nbsp;другими художниками-фронтовиками «Союзмультфильма» начнет создавать самые добрые, светлые и#nbsp;человечные сказки для детей послевоенной поры.

Фото: картина, украшающая стену просмотрового зала на#nbsp;студии «Союзмультфильм»; художник-фронтовик Петр Коробаев фактически скопировал картину Юрия Непринцева «Отдых после боя», только вместо оригинальных персонажей-солдат изобразил студийцев-ветеранов

В#nbsp;ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ#nbsp;— ВСЕГО ДВЕ ЗАПИСИ

После войны Анатолий Михайлович уехал в#nbsp;Москву и#nbsp;поступил во#nbsp;ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии. Выполняя экзаменационные задания, он#nbsp;получил сразу три пятерки: за#nbsp;рисунок, живопись и#nbsp;композицию. Это был блестящий результат для вчерашнего бойца, который не#nbsp;имел возможности основательно готовиться к#nbsp;экзаменам.

Фото: ВГИК, 1945−1946#nbsp;гг.

Группа студентов, пожелавших обучаться мультипликации, получилась очень небольшой. В#nbsp;нее вошло всего три человека. Все остальные выбрали другую специализацию#nbsp;— «ушли» на#nbsp;декораторов. Учителем Анатолия Савченко стал Анатолий Пантелеймонович Сазонов, мультипликатор и#nbsp;иллюстратор книг, преподаватель ВГИКа.

В#nbsp;1953#nbsp;году Анатолий Михайлович закончил обучение и#nbsp;получил специальность «художник-постановщик мультипликационных фильмов». Его распределили в#nbsp;«Союзмультфильм», где Анатолий Савченко проработал 37#nbsp;лет, так что в#nbsp;трудовой книжке художника всего две записи: о#nbsp;приеме на#nbsp;работу и#nbsp;увольнении с#nbsp;нее, чтобы уйти на#nbsp;пенсию.

Фото: здание «Союзмультфильма» (справа) на#nbsp;Каляевской (ныне Долгоруковской) улице; фото начала 1970-х годов

Первым мультфильмом, в#nbsp;создании которого участвовал Анатолий Савченко, стал «Лесной концерт». Работать над этим проектом начинающего художника пригласил Иван Петрович Иванов-Вано. Через год художники сделали еще один мультфильм, «Мойдодыр», а#nbsp;после этого Анатолий Савченко ушел в#nbsp;группу Евгения Райковского и#nbsp;Бориса Степанцева.

Фото: режиссер Борис Степанцев

В#nbsp;творческом союзе с#nbsp;Борисом Степанцевым художник создал свои самые знаменитые мультипликационные истории, которые так полюбились зрителям, от#nbsp;мала до#nbsp;велика.
ШУТКИ КАРЛСОНА РОЖДАЛИСЬ#nbsp;НА ЛЕТУ

Работа над мультфильмом «Малыш и#nbsp;Карлсон» шла на#nbsp;кураже, легко и#nbsp;вдохновенно. Многих шуток, которые потом стали знаменитыми, изначально в#nbsp;сценарии не#nbsp;было#nbsp;— они рождались экспромтом, прямо на#nbsp;рабочей площадке. Так, поговорку Карлсона «День варенья» придумал актер Василий Ливанов, который озвучивал главного героя.

Иллюстрация А.#nbsp;Савченко

Для работы над фильмом сформировалась уникальная актерская команда. В#nbsp;нее вошли Василий Ливанов (Карлсон), Клара Румянова (Малыш), Фаина Раневская (фрекен Бок) и#nbsp;другие. Премьера прошла на#nbsp;ура! Сегодня мы#nbsp;можем сожалеть только об#nbsp;одном#nbsp;— о#nbsp;том, что проект не#nbsp;получил продолжения, и#nbsp;его создатели ограничились всего несколькими сериями.

Правда, в#nbsp;конце 1970-х#nbsp;— начале 1980-х годов была выпущена серия пленочных диафильмов про Малыша и#nbsp;Карлсона.
Теперь каждый малыш мог узнать все о#nbsp;Карлсоне не#nbsp;только с#nbsp;помощью телевизора, но#nbsp;и#nbsp;фильмоскопа, а#nbsp;также книг, блестяще иллюстрированных художником-мультипликатором.
ЗОЛОТОЙ ФОНД АНИМАЦИИ

В#nbsp;послужном списке Анатолия Савченко#nbsp;— более двух десятков мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Вовка в#nbsp;Тридевятом царстве», «Щелкунчик» и#nbsp;другие. Многие его работы включены в#nbsp;золотой фонд отечественной анимации.

Фото: «Возвращение блудного попугая»

Интересной особенностью творчества художника является то, что его картины объемны. Анатолий Савченко разработал сложную и оригинальную технику: он рисовал палочкой на воске, а затем отпечатывал полученные образы на лист и раскрашивал гуашью.

Однако популярность художнику принесли, конечно же, не технические ухищрения, а его сказочные персонажи, получавшиеся жизнерадостными, забавными и трогательными.
«...Я очень любил работать именно на веселых фильмах, – рассказывал Анатолий Савченко. – И своих персонажей старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми» (1).

Иллюстрации А.#nbsp;Савченко

Откуда взялся Кеша?
«Возвращение блудного попугая»#nbsp;— один из#nbsp;самых ярких проектов с#nbsp;участием Анатолия Савченко. Попугайчик Кеша, эксцентричный и#nbsp;бесстрашный бунтарь, любит сбегать из#nbsp;дома, но#nbsp;всегда возвращается обратно.
Вот что рассказал об#nbsp;истории создания этой сказки Анатолий САВЧЕНКО:
«Наш режиссер Валентин Караваев как-то шел по#nbsp;улице и#nbsp;увидел стайку воробьев, сидящую на#nbsp;перилах. А#nbsp;в#nbsp;самом центре попугайчик, который что-то оживленно им#nbsp;“рассказывал”. Это произвело на#nbsp;Караваева впечатление, он#nbsp;стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из#nbsp;дома. Своими идеями режиссер поделился с#nbsp;драматургом Курляндским, и#nbsp;вместе они написали сценарий. А#nbsp;уж я#nbsp;потом придумал образ самого Кеши» (1).

Иллюстрация А.#nbsp;Савченко

Рождественское чудо
«Щелкунчик»#nbsp;— мультипликационная сказка, в#nbsp;которой нет ни#nbsp;одного слова, однако музыки Чайковского вполне достаточно, чтобы передать атмосферу и#nbsp;создать зрителям новогоднее настроение. За#nbsp;эту музыкальную волшебную историю Анатолий Савченко получил приз международного фестиваля детских фильмов в#nbsp;Хихоне (Испания).

Фото: кадр из#nbsp;мультфильма «Щелкунчик»; киностудия «Союзмультфильм», режиссер#nbsp;— Борис Степанцев

Вовка в#nbsp;Тридевятом царстве и#nbsp;в#nbsp;Новосибирске
Сказку «Вовка в#nbsp;Тридевятом царстве» снял режиссер Борис Степанцев, а#nbsp;нарисовали художники Петр Репкин и#nbsp;Анатолий Савченко. Премьера картины состоялась в#nbsp;1965#nbsp;году.

Почти полвека спустя (в#nbsp;2013#nbsp;году) в#nbsp;Новосибирске рядом с#nbsp;экономическим лицеем на#nbsp;улице Крылова появилась скульптура главного героя мультфильма#nbsp;— сказочного лентяя Вовки. Автор скульптуры#nbsp;— Алексей Агриколянский. В#nbsp;числе его наиболее известных работ#nbsp;— памятник лабораторной мыши в#nbsp;новосибирском Академгородке.
КУРС#nbsp;НА ЭКСПЕРИМЕНТ

Савченко и#nbsp;Степанцева называли «звездным дуэтом». Их#nbsp;совместные творческие проекты пользовались невероятным успехом, и, наверное, они могли#nbsp;бы идти проторенной дорогой долгие годы… Однако настоящих художников всегда влечет эксперимент!

В#nbsp;1960-е годы они создали два мультфильма для взрослых#nbsp;— «Окно» и#nbsp;«Песня о#nbsp;соколе».

Первая работа представляет собой поэтическую притчу о#nbsp;любви по#nbsp;рассказу «Голубое окно» Федора Кнорре. В#nbsp;ней звучала музыка Сергея Прокофьева в#nbsp;исполнении оркестра, которым дирижировал великий Арам Хачатурян. Эта работа была удостоена «Серебряного Пеликана»#nbsp;— награды I#nbsp;Международного фестиваля анимационных фильмов в#nbsp;Мамайе (Румыния).

«Песня о#nbsp;соколе» по#nbsp;одноименному произведению Максима Горького основана на#nbsp;произведениях Скрябина. Анатолий Савченко выполнил этот фильм неожиданно и#nbsp;по-новому, в#nbsp;технике живописи по#nbsp;стеклу.
Одной из#nbsp;самых необычных работ Анатолия Савченко является «Сердце» (1971)#nbsp;— «взрослый» мультфильм о#nbsp;причинах, вызывающих сердечные заболевания. В#nbsp;фильме звучит музыка Никиты Богословского. За#nbsp;работу над картиной художник получил приз Международного фестиваля фильмов, посвященных работе Красного Креста, в#nbsp;Варне (1973) и#nbsp;приз Международного фестиваля соцстран по#nbsp;охране здоровья (1972).
В#nbsp;1980-е годы на#nbsp;TV-экраны вышел полнометражный анимационно-игровой видеофильм «Ассоль»#nbsp;— экранизация повести-феерии Александра Грина «Алые паруса». Премьера картины на#nbsp;Центральном телевидении состоялась 1#nbsp;января 1983#nbsp;года.
Этот фильм без преувеличения можно назвать уникальным. Некоторые поклонники Грина убеждены, что именно «Ассоль»#nbsp;— самая удачная и#nbsp;поэтичная из#nbsp;всех экранизаций феерии. Кадры этой картины напоминают книжные гравюры, акварельные рисунки или просто некие загадочные фантазии-сны.

Интересно, что актеры в#nbsp;фильме не#nbsp;произносят ни#nbsp;слова, однако закадровый текст ведет зрителя от#nbsp;начала и#nbsp;до#nbsp;конца, тонко передавая атмосферу действа.

(«Ассоль» стала последней работой Бориса Степанцева. 21#nbsp;мая 1983#nbsp;года режиссер скончался).
КНИГИ, КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТ ДЕТСТВО

После выхода на#nbsp;пенсию Анатолий Савченко продолжил заниматься творчеством. Теперь он#nbsp;иллюстрировал детские книги. Среди них: «Мальчик-с-пальчик» и#nbsp;«Красная Шапочка» Ш.#nbsp;Перро; русские народные сказки «Гуси-лебеди» и#nbsp;«Репка»; «Хрюшка обижается» В.#nbsp;Орлова; «Домовенок Кузя» Т.#nbsp;Александровой, «Сказки для самых маленьких» Г.#nbsp;Цыферова.

Иллюстрации А.#nbsp;Савченко к#nbsp;книгам С.#nbsp;Я.#nbsp;Маршака «Сказка об#nbsp;умном Мышонке» и#nbsp;Г.#nbsp;М.#nbsp;Цыферова

Анатолий Михайлович ушел из#nbsp;жизни 18#nbsp;августа 2011#nbsp;года в#nbsp;возрасте 87#nbsp;лет. Был похоронен в#nbsp;Подмосковье, на#nbsp;Митинском кладбище. Однако звезда художника ярко сияет до#nbsp;сих пор: его мультфильмы помнят и#nbsp;любят практически в#nbsp;каждой семье, а#nbsp;сказки с#nbsp;его иллюстрациями регулярно переиздаются, радуя не#nbsp;только малышей, но#nbsp;и#nbsp;взрослых#nbsp;— всех, кто не#nbsp;прочь вернуться в#nbsp;детство, раскрыв любимую книгу.
Эдуард НАЗАРОВ, мультипликатор, режиссер, художник, сценарист и#nbsp;актер озвучивания; создатель фильма «Жил-был пес», художник-постановщик «Винни-Пуха»:
«Таких, как Савченко, больше не#nbsp;было и#nbsp;нет. И#nbsp;на#nbsp;экране, и#nbsp;в#nbsp;книгах его персонажей ни#nbsp;с#nbsp;кем не#nbsp;спутаешь, они всегда острые, характерные. И#nbsp;#nbsp;“цветоводом” он#nbsp;был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в#nbsp;“Малыше и#nbsp;Карлсоне”? Если их#nbsp;остановить и#nbsp;разглядеть#nbsp;— это#nbsp;ж красота небесная! Господа импрессионисты могли#nbsp;бы потесниться. И#nbsp;при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не#nbsp;влезавшим ни#nbsp;в#nbsp;какие “политические” баталии. Более доброго человека на#nbsp;“Союзмультфильме” нельзя было встретить» (1).

ИСТОЧНИКИ

  1. Капков, С. В. «Мой учитель#nbsp;– любопытство»: интервью с#nbsp;Анатолием Савченко#nbsp;/ С.#nbsp;Капков.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Аниматор.ru#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: https://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=75 (дата обращения: 27.05.2024).
  2. [Нестеров, В]. «Я#nbsp;люблю рисовать»: [интервью с#nbsp;А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко]#nbsp;/ В.#nbsp;Нестеров, А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Детская иллюстрация#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: https://detilus.ucoz.ru/publ/37-1-0-30 (дата обращения: 27.05.2024)
  3. Анатолий Савченко.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Кино-Театр.ру#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/271367/foto/247625/ (дата обращения: 27.05.2024).
  4. Шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков о#nbsp;судьбах мультипликаторов-фронтовиков#nbsp;/ С.#nbsp;В.#nbsp;Капков.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Кино-Театр.ру#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: https://www.kino-teatr.ru/blog/y2020/5-8/1376/ (дата обращения: 27.05.2024).
  5. Савченко Анатолий Михайлович (1924–2011).#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Мастера иллюстрации детям#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307 (дата обращения: 27.05.2024).

Фотографии и#nbsp;иллюстрации взяты из#nbsp;книг и#nbsp;открытых источников
  1. Линдгрен, А. Карлсон опять шалит#nbsp;: [для#nbsp;младшего школьного возраста]#nbsp;/ А.#nbsp;Линдгрен#nbsp;[художник А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко].#nbsp;– Москва#nbsp;Азбука, 2001.#nbsp;– 127,#nbsp;[3]#nbsp;с.#nbsp;– Текст#nbsp;: непосредственный.
  2. Линдгрен, А. Карлсон вернулся#nbsp;: сказочная повесть#nbsp;/ А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко#nbsp;; [перевод со#nbsp;шведского Л.#nbsp;Лунгиной].#nbsp;– Москва#nbsp;: Самовар#nbsp;; Санкт-Петербург#nbsp;: Азбука, 2003.#nbsp;– 122#nbsp;с.#nbsp;– (Наши любимые мультфильмы).#nbsp;– Текст#nbsp;: непосредственный.
  3. Курляндский, А. Е. Вы не#nbsp;были на#nbsp;Таити?#nbsp;: повесть-сказка#nbsp;: [для#nbsp;младшего школьного возраста]#nbsp;/ А.#nbsp;Е.#nbsp;Курляндский, при#nbsp;участии В.#nbsp;А.#nbsp;Караваева#nbsp;; художник А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко.#nbsp;– Москва#nbsp;: Самовар, 2001.#nbsp;– 108,#nbsp;[3]#nbsp;с.#nbsp;– Текст#nbsp;: непосредственный.
  4. Цыферов, Г. М. Как#nbsp;лягушонок искал папу#nbsp;: сказки и#nbsp;маленькие сказочки, сказочные истории, рассказы, повесть#nbsp;/ Г.#nbsp;М.#nbsp;Цыферов#nbsp;; художники А.#nbsp;М.#nbsp;Савченко, М.#nbsp;Я.#nbsp;Рудаченко, Г.#nbsp;А.#nbsp;В.#nbsp;Траугот.#nbsp;– Москва#nbsp;: Пушкинская библиотека#nbsp;: Астрель#nbsp;: АСТ, 2005.#nbsp;– 367#nbsp;с.#nbsp;: ил.#nbsp;– (Внеклассное чтение).#nbsp;– Текст#nbsp;: непосредственный.

Электронные ресурсы
  1. https://www.kino-teatr.ru/kino/painter/sov/271367/foto/247625/
  2. https://novocherkassk.net/wiki/opisanie-novocherkasska-nachala-20-veka/
  3. https://www.kino-teatr.ru/blog/y2020/5-8/1376/
  4. https://csdfmuseum.ru/projects/maya-popova-operator-dokumentalist#2271
  5. https://csdfmuseum.ru/events/146-следующая-остановка-союзмультфильм-продолжение-истории
  6. https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/37595/foto/543757/
  7. http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307
  8. https://youtu.be/3ZuvUwfCM0o
  9. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/84500/annot/
  10. https://nsknews.info/materials/letyashchaya-zhenshchina-i-magistr-yoda-obzor-neobychnykh-pamyatnikov-novosibirska/
  11. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/89795/annot/
  12. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/84240/annot/
  13. https://pikabu.ru/story/pro_naydennyiy_sovetskiy_multfilm_serdtse_1971_10158348
  14. https://youtu.be/We1ugiodv2E
  15. https://www.kinopoisk.ru/picture/3997771/
  16. http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307

Ждем ваших отзывов, вопросов и#nbsp;мнений в#nbsp;нашей группе#nbsp;ВКонтакте#nbsp;vk.com/bagova_nsk

Статья носит информационно-справочный характер и#nbsp;не#nbsp;является рекламой
2024-06-28 09:00 Инфо-проекты