ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «КНИЖНЫЕ МИРЫ. ВЕКОВЫЕ ЮБИЛЕИ» | 9. Анатолий Михайлович Савченко (1924–2011)

К 100-летию со дня рождения

«САМЫЙ ДОБРЫЙ ХУДОЖНИК СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМА»

Именно так, самым добрым художником, называли Анатолия Савченко — мультипликатора, иллюстратора детских книг, создателя забавных сказочных героев: Карлсона, попугая Кеши, Мойдодыра и многих других.

Рассказывают, что своего знаменитого Карлсона мастер анимации нарисовал, даже не читая сказку Линдгрен и не будучи знаком с классическими иллюстрациями Илун Викланд. И каким же оригинальным, милым и симпатичным этот персонаж получился!
ЛУЧШИЙ В МИРЕ КАРЛСОН

Интересно, что на своей родине, в Швеции, Карлсон считается персонажем весьма неоднозначным. Даже более того — отрицательным и вредным.

Ведь кто он такой, этот неугомонный любитель сладостей и приключений? Судя по книге — нарушитель порядка, хвастунишка и врун, который и Малыша может обидеть, и родителей напугать. Естественно, когда Малыш вырастает и начинает воспринимать выходки своего друга с улыбкой, это воспринимается читателями как счастливый финал. Еще бы! Жить взрослой самостоятельной жизнью куда интереснее, чем водиться с летучим хулиганом, «сыном гнома и мумии» (а именно так Карлсон презентует сам себя в первой части сказки).

Иллюстрации А. Савченко

Повесть Астрид Линдгрен о детском одиночестве и трудностях взросления была издана в СССР в 1957 году. Несмотря на блестящий перевод Лилианны Лунгиной, читатели приняли сказку спокойно и даже прохладно. Но потом случилось чудо: на экраны вышел мультфильм по мотивам произведения Линдгрен, и книги про Карлсона с иллюстрациями художника-мультипликатора Анатолия Савченко стали расходиться многомиллионными тиражами.

Таким образом, создатели мультфильма подарили «лучшему в мире» «привидению с мотором» вторую жизнь, а имя Анатолия Савченко прогремело по всей стране и положило начало долгой популярности. В последующие годы на мультиках и книгах художника вырастет несколько поколений малышей.

Иллюстрации А. Савченко

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ В СТАРЕНЬКОМ КИНОТЕАТРЕ

Анатолий Михайлович Савченко родился 30 июня 1924 года в городе Новочеркасске (Краснодарский край).
Его отец работал фармацевтом, провизором. Кроме того, он обладал незаурядным художественным талантом, был живописцем-самоучкой: увлеченно рисовал, копировал картины любимых художников, делал эстампы, а иногда создавали свои собственные оригинальные работы. Приобщил он к искусству и своего сына Толю.

Биографы уверяют, что будущий художник в раннем детстве научился держать в руках ложку и карандаш практически одновременно. Отец много ему рассказывал о великих мастерах, показывал картины, помог освоить азы рисования.

Фото: Новочеркасск; вид на улицу Московскую с Троицкого храма (квартал между площадью и нынешним переулком Кривопустенко)

Когда мальчик подрос, его повели в старенький новочеркасский кинотеатр. Там перед началом сеанса Толя увидел настоящее чудо — мультики! Ожившие картинки произвели на мальчика такое потрясающее впечатление, что он решил: когда вырастет, обязательно будет создавать нечто подобное. Так и случилось.
ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ

22 июня 1941 года началась война. Для Толи Савченко — также, как и для всех его сверстников — этот день стал поворотным. Детство кончилось. Впереди ждали суровые испытания.

В 1942 году фашистские войска заняли Новочеркасск, и семнадцатилетний юноша вместе с отступающими защитниками города ушел на фронт. Будущий художник служил в пехоте.
Анатолий САВЧЕНКО о войне:
«Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не понятно. Винтовки у мертвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в ход шли. Неразбериха полнейшая. В боях на Северном Кавказе ранило осколком в ногу, я до лазарета допрыгал, а мне показывают: видишь, какие тяжелые лежат, ждут, пока до них очередь дойдет, врачей-то нет. Ступай лучше восвояси, сам видишь, не до тебя. Ну, я и ушел. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло, наверное, на ногах с войны вернулся» (5).
За храбрость и мужество Анатолий Савченко был удостоен наград. В их числе — орден «Отечественной войны» и несколько медалей. Демобилизовавшись, он вернулся в родной город, Новочеркасск.

Пройдет совсем немного времени, и Анатолий Савченко вместе с другими художниками-фронтовиками «Союзмультфильма» начнет создавать самые добрые, светлые и человечные сказки для детей послевоенной поры.

Фото: картина, украшающая стену просмотрового зала на студии «Союзмультфильм»; художник-фронтовик Петр Коробаев фактически скопировал картину Юрия Непринцева «Отдых после боя», только вместо оригинальных персонажей-солдат изобразил студийцев-ветеранов

В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ — ВСЕГО ДВЕ ЗАПИСИ

После войны Анатолий Михайлович уехал в Москву и поступил во ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии. Выполняя экзаменационные задания, он получил сразу три пятерки: за рисунок, живопись и композицию. Это был блестящий результат для вчерашнего бойца, который не имел возможности основательно готовиться к экзаменам.

Фото: ВГИК, 1945−1946 гг.

Группа студентов, пожелавших обучаться мультипликации, получилась очень небольшой. В нее вошло всего три человека. Все остальные выбрали другую специализацию — «ушли» на декораторов. Учителем Анатолия Савченко стал Анатолий Пантелеймонович Сазонов, мультипликатор и иллюстратор книг, преподаватель ВГИКа.

В 1953 году Анатолий Михайлович закончил обучение и получил специальность «художник-постановщик мультипликационных фильмов». Его распределили в «Союзмультфильм», где Анатолий Савченко проработал 37 лет, так что в трудовой книжке художника всего две записи: о приеме на работу и увольнении с нее, чтобы уйти на пенсию.

Фото: здание «Союзмультфильма» (справа) на Каляевской (ныне Долгоруковской) улице; фото начала 1970-х годов

Первым мультфильмом, в создании которого участвовал Анатолий Савченко, стал «Лесной концерт». Работать над этим проектом начинающего художника пригласил Иван Петрович Иванов-Вано. Через год художники сделали еще один мультфильм, «Мойдодыр», а после этого Анатолий Савченко ушел в группу Евгения Райковского и Бориса Степанцева.

Фото: режиссер Борис Степанцев

В творческом союзе с Борисом Степанцевым художник создал свои самые знаменитые мультипликационные истории, которые так полюбились зрителям, от мала до велика.
ШУТКИ КАРЛСОНА РОЖДАЛИСЬ НА ЛЕТУ

Работа над мультфильмом «Малыш и Карлсон» шла на кураже, легко и вдохновенно. Многих шуток, которые потом стали знаменитыми, изначально в сценарии не было — они рождались экспромтом, прямо на рабочей площадке. Так, поговорку Карлсона «День варенья» придумал актер Василий Ливанов, который озвучивал главного героя.

Иллюстрация А. Савченко

Для работы над фильмом сформировалась уникальная актерская команда. В нее вошли Василий Ливанов (Карлсон), Клара Румянова (Малыш), Фаина Раневская (фрекен Бок) и другие. Премьера прошла на ура! Сегодня мы можем сожалеть только об одном — о том, что проект не получил продолжения, и его создатели ограничились всего несколькими сериями.

Правда, в конце 1970-х — начале 1980-х годов была выпущена серия пленочных диафильмов про Малыша и Карлсона.
Теперь каждый малыш мог узнать все о Карлсоне не только с помощью телевизора, но и фильмоскопа, а также книг, блестяще иллюстрированных художником-мультипликатором.
ЗОЛОТОЙ ФОНД АНИМАЦИИ

В послужном списке Анатолия Савченко — более двух десятков мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Вовка в Тридевятом царстве», «Щелкунчик» и другие. Многие его работы включены в золотой фонд отечественной анимации.

Фото: «Возвращение блудного попугая»

Интересной особенностью творчества художника является то, что его картины объемны. Анатолий Савченко разработал сложную и оригинальную технику: он рисовал палочкой на воске, а затем отпечатывал полученные образы на лист и раскрашивал гуашью.

Однако популярность художнику принесли, конечно же, не технические ухищрения, а его сказочные персонажи, получавшиеся жизнерадостными, забавными и трогательными.
«...Я очень любил работать именно на веселых фильмах, – рассказывал Анатолий Савченко. – И своих персонажей старался делать смешными, теплыми и, самое главное, добрыми. Герои мультфильмов должны быть обязательно добрыми» (1).

Иллюстрации А. Савченко

Откуда взялся Кеша?
«Возвращение блудного попугая» — один из самых ярких проектов с участием Анатолия Савченко. Попугайчик Кеша, эксцентричный и бесстрашный бунтарь, любит сбегать из дома, но всегда возвращается обратно.
Вот что рассказал об истории создания этой сказки Анатолий САВЧЕНКО:
«Наш режиссер Валентин Караваев как-то шел по улице и увидел стайку воробьев, сидящую на перилах. А в самом центре попугайчик, который что-то оживленно им “рассказывал”. Это произвело на Караваева впечатление, он стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из дома. Своими идеями режиссер поделился с драматургом Курляндским, и вместе они написали сценарий. А уж я потом придумал образ самого Кеши» (1).

Иллюстрация А. Савченко

Рождественское чудо
«Щелкунчик» — мультипликационная сказка, в которой нет ни одного слова, однако музыки Чайковского вполне достаточно, чтобы передать атмосферу и создать зрителям новогоднее настроение. За эту музыкальную волшебную историю Анатолий Савченко получил приз международного фестиваля детских фильмов в Хихоне (Испания).

Фото: кадр из мультфильма «Щелкунчик»; киностудия «Союзмультфильм», режиссер — Борис Степанцев

Вовка в Тридевятом царстве и в Новосибирске
Сказку «Вовка в Тридевятом царстве» снял режиссер Борис Степанцев, а нарисовали художники Петр Репкин и Анатолий Савченко. Премьера картины состоялась в 1965 году.

Почти полвека спустя (в 2013 году) в Новосибирске рядом с экономическим лицеем на улице Крылова появилась скульптура главного героя мультфильма — сказочного лентяя Вовки. Автор скульптуры — Алексей Агриколянский. В числе его наиболее известных работ — памятник лабораторной мыши в новосибирском Академгородке.
КУРС НА ЭКСПЕРИМЕНТ

Савченко и Степанцева называли «звездным дуэтом». Их совместные творческие проекты пользовались невероятным успехом, и, наверное, они могли бы идти проторенной дорогой долгие годы… Однако настоящих художников всегда влечет эксперимент!

В 1960-е годы они создали два мультфильма для взрослых — «Окно» и «Песня о соколе».

Первая работа представляет собой поэтическую притчу о любви по рассказу «Голубое окно» Федора Кнорре. В ней звучала музыка Сергея Прокофьева в исполнении оркестра, которым дирижировал великий Арам Хачатурян. Эта работа была удостоена «Серебряного Пеликана» — награды I Международного фестиваля анимационных фильмов в Мамайе (Румыния).

«Песня о соколе» по одноименному произведению Максима Горького основана на произведениях Скрябина. Анатолий Савченко выполнил этот фильм неожиданно и по-новому, в технике живописи по стеклу.
Одной из самых необычных работ Анатолия Савченко является «Сердце» (1971) — «взрослый» мультфильм о причинах, вызывающих сердечные заболевания. В фильме звучит музыка Никиты Богословского. За работу над картиной художник получил приз Международного фестиваля фильмов, посвященных работе Красного Креста, в Варне (1973) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья (1972).
В 1980-е годы на TV-экраны вышел полнометражный анимационно-игровой видеофильм «Ассоль» — экранизация повести-феерии Александра Грина «Алые паруса». Премьера картины на Центральном телевидении состоялась 1 января 1983 года.
Этот фильм без преувеличения можно назвать уникальным. Некоторые поклонники Грина убеждены, что именно «Ассоль» — самая удачная и поэтичная из всех экранизаций феерии. Кадры этой картины напоминают книжные гравюры, акварельные рисунки или просто некие загадочные фантазии-сны.

Интересно, что актеры в фильме не произносят ни слова, однако закадровый текст ведет зрителя от начала и до конца, тонко передавая атмосферу действа.

(«Ассоль» стала последней работой Бориса Степанцева. 21 мая 1983 года режиссер скончался).
КНИГИ, КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТ ДЕТСТВО

После выхода на пенсию Анатолий Савченко продолжил заниматься творчеством. Теперь он иллюстрировал детские книги. Среди них: «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Ш. Перро; русские народные сказки «Гуси-лебеди» и «Репка»; «Хрюшка обижается» В. Орлова; «Домовенок Кузя» Т. Александровой, «Сказки для самых маленьких» Г. Цыферова.

Иллюстрации А. Савченко к книгам С. Я. Маршака «Сказка об умном Мышонке» и Г. М. Цыферова

Анатолий Михайлович ушел из жизни 18 августа 2011 года в возрасте 87 лет. Был похоронен в Подмосковье, на Митинском кладбище. Однако звезда художника ярко сияет до сих пор: его мультфильмы помнят и любят практически в каждой семье, а сказки с его иллюстрациями регулярно переиздаются, радуя не только малышей, но и взрослых — всех, кто не прочь вернуться в детство, раскрыв любимую книгу.
Эдуард НАЗАРОВ, мультипликатор, режиссер, художник, сценарист и актер озвучивания; создатель фильма «Жил-был пес», художник-постановщик «Винни-Пуха»:
«Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И  “цветоводом” он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в “Малыше и Карлсоне”? Если их остановить и разглядеть — это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие “политические” баталии. Более доброго человека на “Союзмультфильме” нельзя было встретить» (1).

ИСТОЧНИКИ

  1. Капков, С. В. «Мой учитель – любопытство»: интервью с Анатолием Савченко / С. Капков. – Текст : электронный // Аниматор.ru : [сайт]. – URL: https://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=75 (дата обращения: 27.05.2024).
  2. [Нестеров, В]. «Я люблю рисовать»: [интервью с А. М. Савченко] / В. Нестеров, А. М. Савченко. – Текст : электронный // Детская иллюстрация : [сайт]. – URL: https://detilus.ucoz.ru/publ/37-1-0-30 (дата обращения: 27.05.2024)
  3. Анатолий Савченко. – Текст : электронный // Кино-Театр.ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/271367/foto/247625/ (дата обращения: 27.05.2024).
  4. Шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков о судьбах мультипликаторов-фронтовиков / С. В. Капков. – Текст : электронный // Кино-Театр.ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/blog/y2020/5-8/1376/ (дата обращения: 27.05.2024).
  5. Савченко Анатолий Михайлович (1924–2011). – Текст : электронный // Мастера иллюстрации детям : [сайт]. – URL: http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307 (дата обращения: 27.05.2024).

Фотографии и иллюстрации взяты из книг и открытых источников
  1. Линдгрен, А. Карлсон опять шалит : [для младшего школьного возраста] / А. Линдгрен [художник А. М. Савченко]. – Москва Азбука, 2001. – 127, [3] с. – Текст : непосредственный.
  2. Линдгрен, А. Карлсон вернулся : сказочная повесть / А. М. Савченко ; [перевод со шведского Л. Лунгиной]. – Москва : Самовар ; Санкт-Петербург : Азбука, 2003. – 122 с. – (Наши любимые мультфильмы). – Текст : непосредственный.
  3. Курляндский, А. Е. Вы не были на Таити? : повесть-сказка : [для младшего школьного возраста] / А. Е. Курляндский, при участии В. А. Караваева ; художник А. М. Савченко. – Москва : Самовар, 2001. – 108, [3] с. – Текст : непосредственный.
  4. Цыферов, Г. М. Как лягушонок искал папу : сказки и маленькие сказочки, сказочные истории, рассказы, повесть / Г. М. Цыферов ; художники А. М. Савченко, М. Я. Рудаченко, Г. А. В. Траугот. – Москва : Пушкинская библиотека : Астрель : АСТ, 2005. – 367 с. : ил. – (Внеклассное чтение). – Текст : непосредственный.

Электронные ресурсы
  1. https://www.kino-teatr.ru/kino/painter/sov/271367/foto/247625/
  2. https://novocherkassk.net/wiki/opisanie-novocherkasska-nachala-20-veka/
  3. https://www.kino-teatr.ru/blog/y2020/5-8/1376/
  4. https://csdfmuseum.ru/projects/maya-popova-operator-dokumentalist#2271
  5. https://csdfmuseum.ru/events/146-следующая-остановка-союзмультфильм-продолжение-истории
  6. https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/37595/foto/543757/
  7. http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307
  8. https://youtu.be/3ZuvUwfCM0o
  9. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/84500/annot/
  10. https://nsknews.info/materials/letyashchaya-zhenshchina-i-magistr-yoda-obzor-neobychnykh-pamyatnikov-novosibirska/
  11. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/89795/annot/
  12. https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/84240/annot/
  13. https://pikabu.ru/story/pro_naydennyiy_sovetskiy_multfilm_serdtse_1971_10158348
  14. https://youtu.be/We1ugiodv2E
  15. https://www.kinopoisk.ru/picture/3997771/
  16. http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=307

Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk

Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Инфо-проекты
Made on
Tilda