«Ну и скукота эти книжки без картинок! — лениво думала Алиса…»
Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес
(пер. Л. Л. Яхнина, 2014)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Книжная графика — один из видов графического искусства. Это и книжные иллюстрации, и виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и тому подобное.
Иллюстрация — это отдельная область искусства, которая прошла долгий путь развития, у нее множество видов, стилей и техник. Иллюстрацией может быть не только рисунок, но и картина, фотография, графическое изображение, коллаж. Иллюстратор может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки, комбинировать разные материалы, (бумагу, пластилин, засушенные растения и другое), создавать иллюстрации при помощи аппликации или оригами.
С рукописной книгой во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В России еще в начале ХХ века термина «иллюстратор» не существовало, и для обозначения профессии художников книги, рисовальщиков-карикатуристов использовали определение «рисовальщик печати».
В современном мире, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, значение и применение иллюстрации возрастает.
Об одном из мастеров оформления книги — художнике-графике Владимире Ивановиче Сердюкове, столетний юбилей которого отмечается в 2024 году, наш рассказ.
Художник Сердюков В. И. Автопортрет. Карандаш, 1950 г.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Графика — вид изобразительного искусства; составной ее частью является рисунок. До конца XIX века под графикой понимали только печатные техники: гравюру по дереву и металлу, литографию, монотипию.
Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу с печатной формы («доски» из металла, дерева или линолеума и даже из картона или стекла) с нанесенным на нее награвированным рисунком (оттиск с печатной формы называют французским термином эстамп). Углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный тон.
Ксилография (выпуклая гравюра на дереве) — один из самых древних техник гравирования, которая пришла к нам из стран Дальнего Востока, где была известна еще с VIII века; в Европе же ксилография появляется примерно в XV веке. В цветной ксилографии печать ведется не с одной, а с нескольких досок, каждая из которых отвечает за определенный тон частей композиции. Эта техника позволяет создавать тонкие переходы одного цвета, показать разнообразные оттенки серого и коричневого.
Гравюра на дереве относится к технике высокой печати. Создание подобного произведения искусства требует от мастера большой внимательности, поскольку дерево — сложный и требовательный материал, с трудом поддающийся необходимой механической обработке.
(1) рисунок на обложке; (2) гравюра «Зимний день»; (3) обложка журнала «Костер», 1957
► Панова, В. Ф. Спутники : повесть / В. Ф. Панова ; [ил. В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Совет. писатель, 1955. – 255 с., 5 л. ил. : ил.
Повесть о буднях санитарного поезда, который с 1941-го по 1945-й вывозил раненых с фронта в тыловые госпитали (Сталинская премия, 1946 г.). «Спутники» дважды экранизировались («Поезд милосердия» (1964) И. Хамраева и «На всю оставшуюся жизнь» (1975) П. Фоменко).
► Леберехт, Г. Ф. Солдаты идут домой : роман / Г. Ф. Леберехт ; [ил. В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Совет. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1957. – 436 с., 1 л. ил.
Роман эстонского советского писателя, участника Великой Отечественной войны (сражался в рядах эстонского корпуса Советской армии).
► Грязнов, Б. З. Марцишор : повесть : [для ст. возраста] / [Б. З. Грязнов ; ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1958. – 271 с. : ил.
Судьба трех румынских девушек показана автором на фоне событий последнего этапа Великой Отечественной войны, когда Советская армия вынудила капитулировать буржуазную Румынию («марцишор» — талисман, подаренного одной из них братом, ушедшим на фронт и погибшим в борьбе с гитлеровцами).
► Верейская, Е. Н. Отава : повесть / Е. Н. Верейская ; худож. В. Сердюков. – Ленинград : Дет. лит., 1959. – 176 с. : ил.
История одного лета из жизни деревенских мальчишек («отава» — трава, выросшая после покоса; здесь отавой названы дети как будущее своего народа). Летние приключения ребят нашли отражение в графике Владимира Сердюкова. Иллюстрации — черно-белые, выполнены реалистично, прекрасно соотносятся с текстом, дают изображение деревенского мира.
► Дудин, М. А. Цветам – цвести! : избр. стихотворения и поэмы / М. А. Дудин ; [предисл. А. Дымшица] ; [грав. на дереве В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Лениздат, 1958. – 480 с., 1 л. портр. : ил.
► Люфанов, Е. Д. Помощники : повесть : [для мл. возраста] / Е. Д. Люфанов ; [ил. В. Сердюкова]. – [Ленинград] : [Детгиз. Ленингр. отд-ние], [1959]. – 80 с., 4 л. ил. : ил.
► Жестев (Левинсон), М. И. Две повести / М. И. Жестев [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1960. – 408 с. : ил. – (Школьная б-ка. Для сред. шк.).
► Испытание : рассказы : [для сред.и ст. возраста] / [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. – 174 с. : ил.
► Лебеденко, А. Г. Лицом к лицу : роман / А. Г. Лебеденко ; [ил. Н. И. Васильева и В. И. Сердюкова]. – Москва ; Ленинград : Совет. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1967. – 612 с. : ил.
Писатель показывает восемнадцатый год и то открытую, то приглушенную борьбу двух начал, которая, в конце концов, вылилась в Гражданскую войну. Иллюстрации к роману выполнены Сердюковым совместно с художником Н. И. Васильевым, с которым он обучался на одном факультете.
► Гоппе, Г. Б. Анхилита : поэма : [для сред. и ст. возраста] / Г. Б. Гоппе ; [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1968. – 64 с. : ил.
Стихотворная поэма советского поэта Г. Б. Гоппе (1926−1999) о судьбе испанской девушки, обретшей вторую родину в СССР, ставшей в войну фронтовой санитаркой и прикрывшей раненого бойца от пулеметной очереди своим телом. Девять иллюстраций в технике ксилографии к книге были выполнены Сердюковым в рамках дипломной работы (диплом с отличием) еще в 1954 г.
► Куракин, П. Г. Далекая юность : повесть : [для сред. и ст. возраста] / П. Г. Куракин ; [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1969. – 208 с., 1 л. портр. : ил.
Автор повести — комсомольский вожак, партийный работник, директор предприятия, а в годы Великой Отечественной войны — боец, комиссар полка. Тяжелое ранение на фронте, ампутация ноги, а позднее — паралич приковали его к постели. Но сила воли, желание быть полезным Родине помогли найти новое призвание: он стал писателем. В повести «Далекая юность» Петр Григорьевич сумел воскресить годы своего детства и юности, воссоздать характеры людей тех бурных лет.
► Серебровская, Е. П. Начало жизни : повесть : для ст. возраста / Е. П. Серебровская ; худож. В. Сердюков. – Ленинград : Дет. лит., 1971. – 304 с. : ил.
Первая книга трилогии «Маша Лоза» — о детских годах Маши Лозы, ее товарищей и сверстников. Действие трилогии развивается в период революции, Гражданской войны, в трудные годы становления Советской власти и строительства нового общества.
► Семин, Л. П. Враг рядом : повесть : [для сред. и ст. возраста] / Л. П. Семин ; [ил. Н. Новосельской и В. Сердюкова]. – [Изд. 2-е]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1974. – 143 с. : ил.
Повесть об учащихся школы связистов, которым едва исполнилось семнадцать, когда началась война. Иллюстрации были выполнены Сердюковым совместно с женой в 1973 г.
Над Невой
Банковский мостик
На Заячьем острове
Александро-Невская лавра
Блокадной зимой
Защитникам города Ленина
Новосельская Нина Николаевна
Сердюков Николай Владимирович
Сердюкова Наталия Николаевна