Дорогие наши читатели, наступивший 2024 год богат на особые юбилеи в сфере книжного дела. Поэтому мы решили предложить вам новый информационный проект «КНИЖНЫЕ МИРЫ. ВЕКОВЫЕ ЮБИЛЕИ».
Специалисты библиотеки познакомят вас с людьми, которые своим творчеством создали для всех нас особый мир — книгу. Это и авторы, и художники-иллюстраторы, и переводчики. Они такие разные, но их всех в этом году объединила красивая дата — 100 лет. Присоединяйтесь к нашему проекту! Ждем от вас отзывы и предложения.
Специалисты библиотеки познакомят вас с людьми, которые своим творчеством создали для всех нас особый мир — книгу. Это и авторы, и художники-иллюстраторы, и переводчики. Они такие разные, но их всех в этом году объединила красивая дата — 100 лет. Присоединяйтесь к нашему проекту! Ждем от вас отзывы и предложения.
«Ну и скукота эти книжки без картинок! — лениво думала Алиса…»
Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес
(пер. Л. Л. Яхнина, 2014)
Каждый из нас, взяв с полки книгу, перелистывает ее в поисках иллюстраций, стараясь угадать сюжет. Даже самые простые издания имеют художественное оформление. Книжная иллюстрация — это «окно», некая параллельная литературная реальность.
Художники-иллюстраторы — народ совершенно особенный, они — граверы, рисовальщики — ставят перед собой задачу «заманить зрителя в это окно», помочь ему сориентироваться в литературном пространстве, контролировать его поведение в нем. Каждая картинка должна отображать сюжет книги, дополняя общий смысл.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Книжная графика — один из видов графического искусства. Это и книжные иллюстрации, и виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и тому подобное.
Иллюстрация — это отдельная область искусства, которая прошла долгий путь развития, у нее множество видов, стилей и техник. Иллюстрацией может быть не только рисунок, но и картина, фотография, графическое изображение, коллаж. Иллюстратор может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки, комбинировать разные материалы, (бумагу, пластилин, засушенные растения и другое), создавать иллюстрации при помощи аппликации или оригами.
С рукописной книгой во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В России еще в начале ХХ века термина «иллюстратор» не существовало, и для обозначения профессии художников книги, рисовальщиков-карикатуристов использовали определение «рисовальщик печати».
В современном мире, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, значение и применение иллюстрации возрастает.
Об одном из мастеров оформления книги — художнике-графике Владимире Ивановиче Сердюкове, столетний юбилей которого отмечается в 2024 году, наш рассказ.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СЕРДЮКОВ (1924−2003) — советский и российский художник-график, гравер, мастер черно-белой и цветной ксилографии и книжной графики, живописец, иллюстратор и реставратор ксилографии; книжный иллюстратор и эстампист.
Художник Сердюков В. И. Автопортрет. Карандаш, 1950 г.
Родился 28 февраля 1924 года в г. Алма-Ате (центр Джетысуйской губернии Киргизской АССР; с 1991 года — Республика Казахстан). 21 июня 1941 года окончил среднюю школу. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
В армию будущий художник был призван в 1942 году Тахта-Базарским РВК, Туркменской ССР (Марыйская область, Тахта-Базарский район). Не успев окончить Ашхабадское военно-пехотное училище, сержантом попал на Курскую битву. Участвовал в боях на Западном фронте в должности связиста в составе 46 гвардейского стрелкового полка 16 гвардейской стрелковой Карачевской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии 11 гвардейской армии.
В бою в районе города Ржев 5 сентября 1942 года получил тяжелое ранение, вторично был ранен на Смоленском направлении 15 апреля 1943 года. Прошел путь от Курска до Берлина. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» и многими другими.
В армию будущий художник был призван в 1942 году Тахта-Базарским РВК, Туркменской ССР (Марыйская область, Тахта-Базарский район). Не успев окончить Ашхабадское военно-пехотное училище, сержантом попал на Курскую битву. Участвовал в боях на Западном фронте в должности связиста в составе 46 гвардейского стрелкового полка 16 гвардейской стрелковой Карачевской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии 11 гвардейской армии.
В бою в районе города Ржев 5 сентября 1942 года получил тяжелое ранение, вторично был ранен на Смоленском направлении 15 апреля 1943 года. Прошел путь от Курска до Берлина. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» и многими другими.
РИСОВАТЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ НАЧАЛ ЕЩЕ НА ФРОНТЕ. РИСОВАЛ МНОГО И В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ
В 1949 году он приехал в Ленинград и поступил на графический факультет Академии художеств. Преподавателем ксилографии у него был В. Г. Антонов (1917−1991), учившийся еще в Центральном училище технического рисования (ЦУТР) барона Штиглица в Санкт-Петербурге и проходивший курс ксилографии у В. В. Матэ (1856−1917; русский художник, рисовальщик, гравер, академик и действительный член Императорской Академии художеств). Ксилография стала основной техникой, в которой работал В. И. Сердюков.
В 1954 году Владимир Иванович окончил графический факультет Академии художеств, ему была присвоена квалификация художника-графика, дипломная работа была выполнена на «отлично».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Графика — вид изобразительного искусства; составной ее частью является рисунок. До конца XIX века под графикой понимали только печатные техники: гравюру по дереву и металлу, литографию, монотипию.
Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу с печатной формы («доски» из металла, дерева или линолеума и даже из картона или стекла) с нанесенным на нее награвированным рисунком (оттиск с печатной формы называют французским термином эстамп). Углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный тон.
Ксилография (выпуклая гравюра на дереве) — один из самых древних техник гравирования, которая пришла к нам из стран Дальнего Востока, где была известна еще с VIII века; в Европе же ксилография появляется примерно в XV веке. В цветной ксилографии печать ведется не с одной, а с нескольких досок, каждая из которых отвечает за определенный тон частей композиции. Эта техника позволяет создавать тонкие переходы одного цвета, показать разнообразные оттенки серого и коричневого.
Гравюра на дереве относится к технике высокой печати. Создание подобного произведения искусства требует от мастера большой внимательности, поскольку дерево — сложный и требовательный материал, с трудом поддающийся необходимой механической обработке.
* * *
В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА СЕРДЮКОВА КНИЖНАЯ ГРАФИКА ЗАНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО
Художник создал множество талантливых книжных, журнальных иллюстрации, обложек книг и журналов. Он сотрудничал со многими ленинградскими отделениями советских издательств и журналов: «Детская литература», «Советский писатель», «Художественная литература», «Художник РСФСР», журнал «Нева».
Свою работу в качестве иллюстратора газетных и журнальных статей Сердюков начинал в Ленинграде и Москве.
(1) рисунок на обложке; (2) гравюра «Зимний день»; (3) обложка журнала «Костер», 1957
РЯД КНИГ, ОФОРМЛЕННЫХ ХУДОЖНИКОМ, СВЯЗАН С ТЕМОЙ ВОЙНЫ
Книги, оформленные и проиллюстрированные В. И. Сердюковым, издавались более чем 100 000 тиражами. Целый ряд его произведений связан с темой войны.
► Панова, В. Ф. Спутники : повесть / В. Ф. Панова ; [ил. В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Совет. писатель, 1955. – 255 с., 5 л. ил. : ил.
Повесть о буднях санитарного поезда, который с 1941-го по 1945-й вывозил раненых с фронта в тыловые госпитали (Сталинская премия, 1946 г.). «Спутники» дважды экранизировались («Поезд милосердия» (1964) И. Хамраева и «На всю оставшуюся жизнь» (1975) П. Фоменко).
► Леберехт, Г. Ф. Солдаты идут домой : роман / Г. Ф. Леберехт ; [ил. В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Совет. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1957. – 436 с., 1 л. ил.
Роман эстонского советского писателя, участника Великой Отечественной войны (сражался в рядах эстонского корпуса Советской армии).
► Грязнов, Б. З. Марцишор : повесть : [для ст. возраста] / [Б. З. Грязнов ; ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1958. – 271 с. : ил.
Судьба трех румынских девушек показана автором на фоне событий последнего этапа Великой Отечественной войны, когда Советская армия вынудила капитулировать буржуазную Румынию («марцишор» — талисман, подаренного одной из них братом, ушедшим на фронт и погибшим в борьбе с гитлеровцами).
► Верейская, Е. Н. Отава : повесть / Е. Н. Верейская ; худож. В. Сердюков. – Ленинград : Дет. лит., 1959. – 176 с. : ил.
История одного лета из жизни деревенских мальчишек («отава» — трава, выросшая после покоса; здесь отавой названы дети как будущее своего народа). Летние приключения ребят нашли отражение в графике Владимира Сердюкова. Иллюстрации — черно-белые, выполнены реалистично, прекрасно соотносятся с текстом, дают изображение деревенского мира.
► Дудин, М. А. Цветам – цвести! : избр. стихотворения и поэмы / М. А. Дудин ; [предисл. А. Дымшица] ; [грав. на дереве В. И. Сердюкова]. – Ленинград : Лениздат, 1958. – 480 с., 1 л. портр. : ил.
► Люфанов, Е. Д. Помощники : повесть : [для мл. возраста] / Е. Д. Люфанов ; [ил. В. Сердюкова]. – [Ленинград] : [Детгиз. Ленингр. отд-ние], [1959]. – 80 с., 4 л. ил. : ил.
► Жестев (Левинсон), М. И. Две повести / М. И. Жестев [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1960. – 408 с. : ил. – (Школьная б-ка. Для сред. шк.).
► Испытание : рассказы : [для сред.и ст. возраста] / [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Детгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. – 174 с. : ил.
► Лебеденко, А. Г. Лицом к лицу : роман / А. Г. Лебеденко ; [ил. Н. И. Васильева и В. И. Сердюкова]. – Москва ; Ленинград : Совет. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1967. – 612 с. : ил.
Писатель показывает восемнадцатый год и то открытую, то приглушенную борьбу двух начал, которая, в конце концов, вылилась в Гражданскую войну. Иллюстрации к роману выполнены Сердюковым совместно с художником Н. И. Васильевым, с которым он обучался на одном факультете.
► Гоппе, Г. Б. Анхилита : поэма : [для сред. и ст. возраста] / Г. Б. Гоппе ; [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1968. – 64 с. : ил.
Стихотворная поэма советского поэта Г. Б. Гоппе (1926−1999) о судьбе испанской девушки, обретшей вторую родину в СССР, ставшей в войну фронтовой санитаркой и прикрывшей раненого бойца от пулеметной очереди своим телом. Девять иллюстраций в технике ксилографии к книге были выполнены Сердюковым в рамках дипломной работы (диплом с отличием) еще в 1954 г.
► Куракин, П. Г. Далекая юность : повесть : [для сред. и ст. возраста] / П. Г. Куракин ; [ил. В. Сердюкова]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1969. – 208 с., 1 л. портр. : ил.
Автор повести — комсомольский вожак, партийный работник, директор предприятия, а в годы Великой Отечественной войны — боец, комиссар полка. Тяжелое ранение на фронте, ампутация ноги, а позднее — паралич приковали его к постели. Но сила воли, желание быть полезным Родине помогли найти новое призвание: он стал писателем. В повести «Далекая юность» Петр Григорьевич сумел воскресить годы своего детства и юности, воссоздать характеры людей тех бурных лет.
► Серебровская, Е. П. Начало жизни : повесть : для ст. возраста / Е. П. Серебровская ; худож. В. Сердюков. – Ленинград : Дет. лит., 1971. – 304 с. : ил.
Первая книга трилогии «Маша Лоза» — о детских годах Маши Лозы, ее товарищей и сверстников. Действие трилогии развивается в период революции, Гражданской войны, в трудные годы становления Советской власти и строительства нового общества.
► Семин, Л. П. Враг рядом : повесть : [для сред. и ст. возраста] / Л. П. Семин ; [ил. Н. Новосельской и В. Сердюкова]. – [Изд. 2-е]. – Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1974. – 143 с. : ил.
Повесть об учащихся школы связистов, которым едва исполнилось семнадцать, когда началась война. Иллюстрации были выполнены Сердюковым совместно с женой в 1973 г.
* * *
ВСЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ПОСЛЕ ВОЙНЫ СВЯЗАНО С ЛЕНИНГРАДОМ
«Ленинград — один из крупнейших мировых центров науки, промышленности, культуры, искусства. Исторически юный, он, тем не менее, — один из самых красивых городов мира. Архитектурное чудо, творение многих поколений талантливейших зодчих, живописцев, скульпторов, он живет, растет, гармонично развивается и в наши дни и, как прежде, властно приковывает к себе внимание художников», — отмечал В. Сердюков. Он создает обобщающий, собирательный образ города во всем многообразии связей прошлого и настоящего. Им выполнены десятки черно-белых и цветных гравюр на дереве с городскими пейзажами Ленинграда.
Очень интересны работы художника для книги «Литературные и памятные места Ленинграда». Гравюры на дереве к этой книге были сделаны по эскизам его супруги Н. Н. Новосельской.
Литературные памятные места Ленинграда / С. М. Бабинцев, М. Я. Басина, П. Н. Берков и др.; худож. В. И. Сердюков. – Ленинград : Лениздат, 1968. – 671 с. : ил.
Это книга биографических очерков о выдающихся русских и советских писателях и поэтах, живших в городе и прославивших его в своих произведениях.
Сложный контрастный и вместе с тем глубоко печальный графический образ Ленинграда слагается из множества индивидуальных работ, воплощающих личное, авторское видение графиков Владимира Ивановича и Николая Владимировича Сердюковых. Именно их работы — цветные гравюры на дереве (ксилографии) вошли в альбом-папку, изданный в 1984 году. В серии гравюр — городские пейзажи Ленинграда 1980-х годов.
Это книга биографических очерков о выдающихся русских и советских писателях и поэтах, живших в городе и прославивших его в своих произведениях.
Сложный контрастный и вместе с тем глубоко печальный графический образ Ленинграда слагается из множества индивидуальных работ, воплощающих личное, авторское видение графиков Владимира Ивановича и Николая Владимировича Сердюковых. Именно их работы — цветные гравюры на дереве (ксилографии) вошли в альбом-папку, изданный в 1984 году. В серии гравюр — городские пейзажи Ленинграда 1980-х годов.
Ленинград : 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых / вступ. ст. И. Г. Мямлина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. – 6 с. ил.; 20 л. ил. в папке. Бумага, краски.
Авторские оригинальные оттиски на плотной бумаге с гравированных деревянных досок с видами Ленинграда 1980-х годов. Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом был удостоен серебряной медали Всесоюзной книжной выставки.
Авторские оригинальные оттиски на плотной бумаге с гравированных деревянных досок с видами Ленинграда 1980-х годов. Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом был удостоен серебряной медали Всесоюзной книжной выставки.
* * *
Сердюков обладал редчайшим даром реставратора ксилографий. Благодаря титаническому труду Владимира Ивановича по восстановлению печатных форм в 1970-х — 1990-х годах, удалось сохранить многие произведения выдающихся художников и мастеров русской ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой (1871−1955), В. А. Фаворского (1886−1964), А. И. Кравченко (1889−1940), Н. И. Пискарева (1892−1959), М. И. Пикова (1903−1973), М. В. Куприянова (1903−1991), Г. Д. Епифанова (1900−1985), Г. А. Ечистова (1897−1946), В. Н. Бакшестова (1862−1958), М. С. Чураковой (1924−1982).
Продолжая и развивая традиции А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. А. Шиллинговского (1881−1942), Сердюков сумел создать в своих произведениях неповторимый лирический образ Петербурга (Ленинграда)и передать собственное, глубоко индивидуальное понимание и восприятие города. Работы художника наполнены восхищением и преклонением перед величественной, монументальной красотой петербургской архитектуры.
Городские виды в его исполнении строги и точны по рисунку. Он показывает Петербург в полном блеске его исторических памятников и архитектурных шедевров. Замечательные гравюры «Банковский мостик», «Над Невой» и многие другие изданы, многократно переизданы, и не стареют до сих пор.
Над Невой
Банковский мостик
Одновременно с этим Владимир Иванович Сердюков обращается в своих листах и к более укромным уголкам города, например, «На Заячьем острове». В цветной гравюре «Александро-Невская Лавра», выполненной в четыре доски, оттеняя строгость архитектурных форм силуэтом дерева на первом плане, мастер передает красоту архитектуры XVIII в.
На Заячьем острове
Александро-Невская лавра
Создавая проникновенный лист «Блокадной зимой», Владимир Иванович Сердюков напоминает нам о событиях Великой Отечественной войны. Именно ксилография своими резкими контрастами белого и черного подчеркивает графичность города, передавая перспективу упрощенной линией, обобщенной формой, плоскостями, создает четкий его силуэт, что так подходит к петербургскому классицизму, строгой его красоте.
Блокадной зимой
В год тридцатилетия Победы художник-фронтовик создал гравюру с изображением монумента героическим защитникам Ленинграда, установленного в том же году. И недаром он вводит в композицию листа фигуры невесты в белом платье и жениха — молодого офицера, снявшего фуражку перед входом в памятный зал «Блокада». Работа художника наполнена восхищением перед величественной красотой памятника и преклонением перед памятью защитников Ленинграда.
Защитникам города Ленина
* * *
ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА СЕРДЮКОВА МОЖНО СЧИТАТЬ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ЦЕЛОГО «КЛАНА» ХУДОЖНИКОВ
Еще учась в академии, на графическом факультете у профессора М. Н. Таранова (1909−1973), он познакомился с Ниной Николаевной Новосельской (1926−1987).
Новосельская Нина Николаевна
Нина Николаевна родилась в Ленинграде, всю блокаду жила в осажденном городе, работала и одновременно училась в «Таврическом училище» (Ленинградское Художественное училище им. В. А. Серова; ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. Н. Рериха).
Среди ее первых профессиональных работ была большая серия линогравюр «Ленинград в блокаде», в основу которой легли воспоминания о пережитом. В 1961 г. за эту серию она была удостоена I премии на конкурсе молодых ленинградских художников; 5 ее работ приобрел Русский музей. Новосельская известна как мастер большеформатной линогравюры и книжной иллюстрации.
В 1952 году у четы художников родился сын Николай, впоследствии художник-график, мастер ксилографии и литографии, промышленный дизайнер, педагог изобразительного искусства. С 4-х лет мальчик стал заниматься гравюрой, в 5 лет вырезал первую гравюру на дереве. В 1956 г. его работа экспонировалась на выставке детского рисунка в Русском музее.
Николай Сердюков окончил городскую художественную школу и школу № 190 при Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, а затем и само училище. В 1979—1981 годы преподавал рисунок и композицию в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха).
Среди ее первых профессиональных работ была большая серия линогравюр «Ленинград в блокаде», в основу которой легли воспоминания о пережитом. В 1961 г. за эту серию она была удостоена I премии на конкурсе молодых ленинградских художников; 5 ее работ приобрел Русский музей. Новосельская известна как мастер большеформатной линогравюры и книжной иллюстрации.
В 1952 году у четы художников родился сын Николай, впоследствии художник-график, мастер ксилографии и литографии, промышленный дизайнер, педагог изобразительного искусства. С 4-х лет мальчик стал заниматься гравюрой, в 5 лет вырезал первую гравюру на дереве. В 1956 г. его работа экспонировалась на выставке детского рисунка в Русском музее.
Николай Сердюков окончил городскую художественную школу и школу № 190 при Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, а затем и само училище. В 1979—1981 годы преподавал рисунок и композицию в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха).
Сердюков Николай Владимирович
Николай Владимирович — основатель и руководитель уникальных музеев печатной графики («Музей-мастерская старинных видов графики „Печатня“» (1997−2012), «Музей-Печатня „Страницы истории печатного дела“» в Ярославской области. Его жена — Калмыкова Людмила Васильевна тоже художник, модельер-конструктор, галерист, специалист печатной графики ленинградских и петербуржских художников. В 1982 году окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, работала в индустрии моды, в сфере проектирования и моделирования одежды.
Их дочь, внучка Владимира Ивановича — Сердюкова Наталия Николаевна, художник-график, мастер черно-белой и цветной линогравюры и офорта, педагог печатной графики в «Школе и мастерской печатной графики» в Санкт-Петербурге. С юного возраста она была погружена в творческую атмосферу, наблюдая за делом дедушки и отца. Еще на первом курсе художественно-педагогического университета им. А. И. Герцена выиграла поездку в Чехию, победив в конкурсе «Европа в школе». Отучившись шесть лет в РГПУ им. А. И. Герцена, получила степень магистра художественного образования. Ее художественные работы находятся в частных коллекциях России и ряда зарубежных стран. Продолжает и развивает традиции печатной графики.
Их дочь, внучка Владимира Ивановича — Сердюкова Наталия Николаевна, художник-график, мастер черно-белой и цветной линогравюры и офорта, педагог печатной графики в «Школе и мастерской печатной графики» в Санкт-Петербурге. С юного возраста она была погружена в творческую атмосферу, наблюдая за делом дедушки и отца. Еще на первом курсе художественно-педагогического университета им. А. И. Герцена выиграла поездку в Чехию, победив в конкурсе «Европа в школе». Отучившись шесть лет в РГПУ им. А. И. Герцена, получила степень магистра художественного образования. Ее художественные работы находятся в частных коллекциях России и ряда зарубежных стран. Продолжает и развивает традиции печатной графики.
Сердюкова Наталия Николаевна
* * *
Около двадцати лет отдал Владимир Иванович преподаванию рисунка. Был доцентом кафедры рисунка ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт; с 1992 года — СПбИСИ, Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт) и ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Многие ученики его помнят и ценят. Удивительно мягкий, тихий и неброский человек — таким он остался в памяти многих.
Умер Владимир Иванович Сердюков весной 2003 года.
ИCТОЧНИКИ
Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
- Будеева, М. Л. Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х – 1970-х годов. Традиции и новаторство / М. Л. Будеева. – Текст : электронный // КиберЛенинка : [электрон. б-ка]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoy-peyzazh-v-ksilografiyah-leningradskih-masterov-1960-h-1970-h-godov-traditsii-i-novatorstvo (дата обращения: 27.01.2024).
- Владимир Иванович Сердюков (1924–2003). – Текст, изображение : электронные // Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица : [офиц. сайт]. – URL: https://www.ghpa.ru/archive-nauchnyj-polk/item/vladimir-ivanovich-serdyukov-1924-2003 (дата обращения: 27.01.2024).
- Искусство книги. О роли иллюстрации в книге. – Текст : электронный // Синий Cайт. – URL:https://ficwriter.info/stati/61-kak-opublikovat-knigu-q/oformlenije-q/5936-role-of-illustration-in-thebook.html (дата обращения: 27.01.2024).
- Новосельская Нина Николаевна. – Текст, изображение : электронные // «LeningradArt» : [сайт галереи]. – URL: http://leningradart.com/painters/356/ (дата обращения: 27.01.2024).
- Петербургский стиль : [о семье худож.-граф. Сердюковых]. – Текст : электронный // Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : [офиц. сайт]. – URL: http://www.kirmuseum.ru/visitor/virtexhibition/detail.php?ID=212288 (дата обращения: 27.01.2024).
- Погорелова, Н. С. Мосты Ленинграда в творчестве В. И. Сердюкова / Н. С. Погорелова. – Текст, изображение : электронные // Тольяттинский художественный музей : [сайт]. – URL: https://www.thm-museum.ru/index.php/exibition-fon/59-museums-collection/952-mosty-leningrada-v-tvorchestve-v-i-serdyukova (дата обращения: 27.01.2024).
- Сердюков Владимир Иванович. – Текст, изображение : электронные // «LeningradArt» : [сайт галереи]. – URL: http://leningradart.com/painters/276/ (дата обращения: 27.01.2024).
- Сердюков Владимир Иванович. – Текст, изображение : электронные // Общество поощрения художеств : [сайт галереи]. – URL:https://www.oph-art.ru/ru/author/Serdyukov-Vladimir-Ivanovich/ (дата обращения: 27.01.2024).
- Сердюковы В. И. и Н. В. Ленинград. 20 гравюр на дереве : [альбом-папка]. 1984 год. – Текст, изображение : электронные // «LeningradArt» : [сайт галереи]. – URL: http://leningradart.com/exhibitions/30/ (дата обращения: 27.01.2024).
- Серия Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых. – Изображение : электронное // Центр графического искусства Санкт-Петербургского Союза художников : [сайт компании]. – URL:https://theartshop.ru/category/engravings/types_of_st_petersburg/series_leningrad_20_woodcuts_by_vladimir_serdyukov_and_nikolai_serdyukov/ (дата обращения: 27.01.2024).
- Степанова, Н. Гравюры дело семейное / Н. Степанова. – Текст, изображение : электронные // алмазный-край.рф : [офиц. сайт администрации МО «Мирнинский район», Республика Саха (Якутия)]. – URL: https://www.алмазный-край.рф/administratsiya-mo/munitsipalnye-predpriyatiya/mku-mezhposelencheskoe-upravlenie-kultury/gravyury-delo-semeynoe.php (дата обращения: 27.01.2024).
- Художник – Владимир Иванович Сердюков : [биогр., портр. и обл. изданий]. – Текст, изображение : электронные // Лаборатория Фантастики : [сайт]. – URL:https://fantlab.ru/art22038 (дата обращения: 27.01.2024).
- Художник Сердюков Владимир Иванович картины, гравюры. – Текст, изображение : электронные // Центр графического искусства Санкт-Петербургского Союза художников : [сайт компании]. – URL: https://theartshop.ru/brand/serdiukov-vladimir-ivanovich/ (дата обращения: 27.01.2024).
Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой