ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

АС ПОКРЫШКИН. ИНТЕРЕСНО ОБ ИЗВЕСТНОМ

► Ас Покрышкин. Интересно об известном | Легенда мировой авиации | Источники

К ДНЮ ПОБЕДЫ

В ГОД 110-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Что нам известно об Александре Покрышкине?
ПОКРЫШКИН Александр Иванович (06 (19).03.1913, г. Ново-Николаевск — 13.11.1985, г. Москва). Маршал, легенда мировой авиации.
Абсолютное большинство скажет, что он уроженец г. Новосибирска, летчик, трижды Герой Советского Союза. Кто-то добавит: Покрышкин — маршал авиации, летчик-истребитель; некоторые, возможно, вспомнят выражение «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!» — и это, пожалуй, все.
Вот еще сведения, которые могут дополнить наши знания о трижды Герое Советского Союза А. И. Покрышкине.

Александр Иванович награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, массой медалей. Удостоен двух орденов Румынии, двух — Польши, двух — Монголии, наград Германии, Чехословакии, Вьетнама, Франции, Сирии и других стран.

Покрышкин является Почетным гражданином городов: Мариуполь, Бельцы, Ржев, Владикавказ. Имя маршала увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Новосибирска, Ржева, Калининграда, Краснодара, Севастополя и др. городов России и ближнего зарубежья; в персональной выставке музея Министерства Обороны России; названиях истребительного полка, дизель-электрохода, самолета Ан-148 МЧС России, написанных о нем книгах, стихах, созданных фильмах. Его именем названа малая планета № 3348, станция метро в Новосибирске и международный аэропорт «Толмачево», даже сорт ирисов…
Президент США Франклин Рузвельт, выступая в августе 1944 г. в американском Конгрессе, так говорил о нем: «Покрышкин — несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны». В июне 1943 г. Александр Иванович был награжден одной из высших боевых наград США — медалью США «For distinguished service» («За выдающиеся заслуги»). Отмечая это событие, американские газеты писали: «Лучший летчик-истребитель в нынешней войне — русский».
Свой первый боевой вылет Покрышкин совершил 22 июня 1941 г., а последний – 30 апреля 1945 г. Всего вылетов было 650, в которых сбито более 59 самолетов. Только за один день, 12 апреля 1943 г., Александр Покрышкин сбил 7 немецких самолетов! Это стало рекордом в истории советской авиации.

  • В личном архиве Александра Ивановича сохранились листочки, которые он при жизни никому не показывал. Незадолго до смерти он вспоминал свои бои и подвел такой итог: «Всего сбитых 71. Засчитано 59. Подбитых более 15». Незасчитанные, как говорил сам Александр Иванович, «ушли в счет войны». В 1941-м часть документов полка при отступлении была утрачена, в первые годы войны не засчитывались сбитые за линией фронта и так далее... Когда Покрышкин получил третью Звезду Героя, ему запретили боевые вылеты (комдивам это было «не положено»), но он, конечно, поднимался в воздух. (Как сам скромно говорил, «не летал, а так – подлетывал».) Сбитые самолеты он «отдавал» на счета летчиков своей дивизии. Последнюю цифру вычислил новосибирский исследователь О. Левченко – это 116 уничтоженных самолетов: 94 сбиты в воздушных боях, 19 подбито и 3 уничтожены на земле. Г. Г. Голубев, ведомый Александра Ивановича, ознакомившись с исследованием, сказал, что и это не последняя цифра.

  • Среди сбитых Покрышкиным самолетов преобладают пикировщики Ю-87 и бомбардировщики Ю-88. У Покрышкина было наибольшее в ВВС Красной армии число сбитых Ю-88, каждый из которых нес на наши войска две тонны бомб.

Александр Покрышкин – второй по результативности летчик стран антигитлеровской коалиции после И. Н. Кожедуба (1920–1991).

Покрышкин командовал эскадрильей (с 1942), дивизией (с 1944), подготовил 1 108 орденоносцев, в том числе 59 Героев Советского Союза (шестеро из них удостоены этого звания дважды). В общей сложности все летчики 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, известной под названием «дивизия Покрышкина», сбили 1 147 вражеских самолетов. Дивизия была награждена тремя орденами.

А. И. Покрышкин создал систему тактических боевых приемов воздушного боя, приводившую в ужас германских летчиков, благодаря которой преимущество в воздухе стало принадлежать Красной Армии – эта система и сейчас изучается в военных училищах и академиях, причем не только в нашей стране.

  • Служивший с Покрышкиным летчик-истребитель, Герой Советского Союза К. В. Сухов (1923–2003) рассказывал, что во время арабо-израильской войны 1973–1974 гг. он был военным советником по авиации в Сирии и предложил сирийским летчикам определенную тактику проведения операции. Но те отказались, говоря: «Нет, Покрышкин пишет иначе!» И показали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС дивизионный генерал Джамиль Наджи (ум. в 2014) на собственные деньги перевел и издал тиражом в 5 тыс. экз. книгу А. И. Покрышкина «Небо войны». Арабские летчики на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.
После войны Покрышкин окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова, защитил кандидатскую диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2–10 созывов. В 1979–1984 гг. – член Президиума Верховного Совета СССР; по Новосибирской области избирался депутатом восемь созывов подряд.

С января 1972 г. по октябрь 1981 г. А. И. Покрышкин работал председателем Центрального Совета ДОСААФ России. Эту его работу смело можно назвать еще одним подвигом. Период, в который Обществом руководил Покрышкин, справедливо называют временем наибольшего расцвета ДОСААФ. По общему мнению всех работавших в ДОСААФ, «он вытащил нас из ветхих зданий и подвалов», добился должного финансирования, поднял престиж и значимость организации на очень высокий уровень.

Александр Иванович автор книг «Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации», «Бой требует мысли», «Твоя почетная обязанность». Особенной любовью пользовались «Крылья истребителя», «Познать себя в бою», «Небо войны» – ими зачитывалась советская молодежь. Его книги и сейчас популярны. В 1965 г. был принят в Союз писателей СССР.
«Такие люди, как Александр Иванович Покрышкин, — это золотой фонд нашей страны», — сказал в рамках празднования 100-летия А. И. Покрышкина в г. Новосибирске В. В. Путин.

Покрышкин Александр Иванович

Мы гордимся своим земляком, но что же мы, собственно, знаем о «парне из нашего города» — Покрышкине-человеке?
Он прошел тяжелый, долгий и тернистый путь, чтобы добиться осуществления своей мечты: успешно окончил 3 военных училища, отслужил 4 года авиатехником, за 8 лет написал 44 военных рапорта командирам, командующему ВВС, наркому обороны… Пилотом самолета истребителя он стал только перед самой войной.
«БУДУ ДЕЛАТЬ ВСЕ, НО СТАНУ ТОЛЬКО ЛЕТЧИКОМ!» (А. И. Покрышкин)
Александр Иванович Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 г. в Ново-Николаевске Томской губернии (ныне – Новосибирск) в бедной многодетной семье: шесть мальчиков и одна девочка.

До 1918 г. большая семья Покрышкиных жила в небольшом ветхом домишке барачного типа на левом берегу р. Каменки у военного городка, напротив Ядринцевского спуска (ныне Октябрьский район). В дальнейшем Покрышкины несколько раз меняли свое место жительства – Кольцова, 18; Демьяна Бедного, 82; Бийский спуск, 32; Лескова, 10 и, наконец, в начале тридцатых годов поселились на улице Лескова, 43. Как и у многих на той улице, дом был рубленый, крыт тесом. На улицу выходили два окна. Во дворе сарай, баня, огород соток на двадцать. Много позже, учитывая заслуги сына, им дали дом на ул. Державина.

Иван Петрович Покрышкин (1885–1934) в 1909 г. на стройке в результате несчастного случая получил травму, стал инвалидом 3-й группы и был вынужден искать более легкую, но менее оплачиваемую работу. До 1913 г. он работал возчиком на строительстве военного городка, затем занимался ломовым извозом, подрабатывая на сезонных работах. Во времена НЭПа пытался торговать галантереей, за что – как «чуждый элемент» – в 1929 г. был лишен избирательных прав. На все прошения в горсовет и краевую комиссию следовал ответ: «Отказать». Смерть старшего сына, постоянная нужда, ярмо «лишенца» избирательных прав приводят к тому, что Иван Петрович 15 декабря 1934 г. добровольно уходит из жизни.

  • В 1939 г. «бдительные товарищи» Александра Покрышкина по Качинской авиашколе выяснили, что он является сыном «лишенца» (а летчики в те годы были элитой страны), и его едва не исключили из школы и из ВЛКСМ. Однако отличная учеба и безупречная характеристика спасли Александра, он отделался строгим выговором по комсомольской линии за «сокрытие социального прошлого родителей».

6 марта 1913 г. в семье Покрышкиных – Ивана Петровича и Ксении Степановны (1885–1969) рождается второй сын – Александр, о чем в метрической книге о рождении, браке и смерти по Томской духовной консистории Покровской церкви г. Ново-Николаевска (ГАНО. Д. 156. Оп. 1. № 1444. Л. 75) имеется запись о рождении и крещении (10 марта по старому стилю).
  • По воспоминаниям, сам Александр Иванович праздновал свой день рождения по-старому стилю – именно 6 марта. «Отец родился в день иконы Божией матери “Благодатное небо”. Причем “в рубашке” – в околоплодном пузыре. А трижды Героем стал после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, 19 августа 1944 г., в день Преображения Господня. Мне кажется, что в его судьбе многое было предопределено», – рассказывал сын аса-истребителя, известный ученый-океанолог Александр Александрович Покрышкин (род. 1947).

Саша с 10 лет работал кровельщиком вместе с отцом – для семьи, потерявшей скончавшегося от скарлатины старшего взрослого сына, его заработок стал чрезвычайно важен. Одновременно учился в семилетней школе, причем сразу со второго класса, а из 3-го перешел сразу в 5-й. Любимым его предметом была «скучная» математика, он считал ее «царицей наук». По воспоминаниям, «Сашка-инженер» был лихим крепким парнем, но в вожаки не стремился. Друзья ценили товарища за справедливость и за то, что он мог эту справедливость защищать. Если не было иного выхода – защищал кулаками. Хотя хулиганом никогда не был и не дрался по любому глупому поводу.

Любимым его занятием были голуби – пожалуй, самые лучшие в округе. Он мог часами наблюдать за их полетом в небе, а друзьям говорил: «Я так же буду летать, только выше и быстрее!»

  • 6 ноября 1949 г. Покрышкин был приглашен на открытие своего бюста на родине. Вспоминает заслуженный летчик-испытатель В. Б. Бардин (1938–2015): «В момент, когда с памятника сдернули покрывало, небо вдруг прояснилось, выглянуло солнце, и ввысь взмыли десятки голубей. Так голубятники, зная, что Покрышкин неравнодушен к этой птице, приветствовали своего героя. Несколько обескураженный Александр Иванович не растерялся и залихватски засвистел. Так могли свистеть только настоящие голубятники».

  • Рассказывают, что 8 мая 2005 г. на открытии памятника Покрышкину на площади Маркса тоже выпустили белых голубей. Голуби взмыли вверх. Вдруг один сделал круг и ... устроился на груди, в зоне сердца... Очевидцы говорят, что голубь прожил там все лето.
«ЗДЕСЬ Я ПОЛУЧИЛ ГЛАВНУЮ СВОЮ ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ» (А. И. Покрышкин)
Новосибирск в конце двадцатых – начале тридцатых годов ХХ в. представлял собой большую строительную площадку. Строились жилые дома и заводы. Один из них, «Сибкомбайн» («Сибсельмаш»), возводился на левом берегу. На всех углах и рекламных щитах пестрели призывы о наборе рабочей силы на завод-гигант «Сибкомбайн», при котором только что открылась школа фабрично-заводского ученичества.

Школа в то время представляла из себя довольно населенное заведение: около 3 тыс. учащихся, просторные учебные классы, мастерские, общежитие, столовая (где учащимся выдавали целых 700 граммов хлеба!). В каждой из комнат общежития было по 30 человек, спали на топчанах, постель состояла из наволочки, матрасовки, одеяла. Расписание в ФЗУ было суровое: занятия с раннего утра и до пяти вечера, в две смены.
Инструментальщиков в школе было всего две группы – около 50 человек. Отбирались самые пригодные к лекальному делу: требовались грамотность, внимание, умение сосредоточиться в работе (эта профессия требует «верной руки»), аккуратность, усердие. Умение обращаться с инструментом, сложными механизмами, знание основ металлообработки, по воспоминаниям сослуживцев, не раз пригодилось будущему летчику в сложных фронтовых условиях.

  • В конце сентября 1944 г. Александр Иванович приехал в Новосибирск в краткий отпуск и посетил родное училище. Его товарищ по учебе К. Ф. Волончук (1914–2011) вспоминал: «Когда он пришел в училище, поговорил с ребятами, рассказал о нашем ФЗУ, а потом с улыбкой встал за верстак и принялся работать напильником, я понял, как он бережно хранит в памяти годы нашей юности, как он соскучился по мирной работе, как дорого и близко ему все тут... Вот он вынимает заготовку из тисков и подает мастеру Гаврилову, спрашивает: «Ну как, не разучился я опиливать?» Мастер придирчиво оглядывает ее и произносит наконец: «Сделано на пятерку». До сих пор помню, как обрадовался этому Покрышкин! Пожалуй, он счастлив был по-настоящему и этой маленькой своей победе. Потом, выступая перед ребятами училища, он с гордостью скажет: “Здесь я получил главную свою путевку в жизнь”».

Учеба давалась Александру легко. Хватало времени и на занятия на вечернем рабфаке института сельхозмашиностроения, и на кружок рационализаторов и изобретателей, где его прозвали «Сашка-изобретатель». За успехи в этом деле он получил несколько дипломов.

  • Как-то на его имя пришел пакет из Москвы, в котором сообщалось, что его расчеты нового пулемета правильны, но ранее уже приняты документы на более скорострельное оружие! Изобрел юный Покрышкин и самоповорачивающиеся фары для автомобиля.

В начале 1932-го группа Покрышкина первой досрочно получила удостоверения слесарей-лекальщиков. Александр начал трудиться в инструментальном цехе «Сибкомбайна». Он был, по мнению окружавших его людей, человеком одаренным, смелым, необычайно трудолюбивым, ценил профессионализм в человеке. Но мечта стать летчиком овладела им еще в 12 лет.

  • К. Ф. Волончук: «Как-то Саша принес из дома голубей. В перерыве между занятиями мы забрались на крышу училища, и он выпустил их. Птицы винтом поднимались в голубую высь, а мы стояли, задрав головы, и зачарованно следили за ними. Саша сказал нам, что вот так же легко и стремительно и он должен научиться подниматься в небо и летать на самолете... А зимой мы снова лезли на крышу и, проверяя свою выдержку, прыгали в сугробы. А потом Саша привлек нас к прыжкам с парашютной вышки на центральном рынке, а потом мы записались в кружок Осоавиахима...»

Учась в ФЗУ, он постоянно писал в разные авиационные училища, чтобы его приняли на обучение, но безрезультатно. В конце мая 1932 г. Покрышкин всё же проходит краевую мандатную и медицинскую комиссии и вступает в ряды Красной Армии.
«ПОБЕЖДАЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО НЕ ДРОГНУЛ, НЕ ПОВЕРНУЛ ОБРАТНО» (А. И. Покрышкин)
В 1932 г. в Новосибирск пришла разнарядка – три места для поступления в 3-ю военно-техническую школу ВВС РККА в Перми. Многие знали, что Александр Покрышкин мечтает о небе, и в Кировском райкоме ВЛКСМ ему предложили одну из путевок. 17 июня 1932 г. он стал курсантом Пермской школы авиационных техников.

  • Пока ехал к месту учебы, в школе сократили курс подготовки летчиков. И полным наименованием училища стало: «3-я военная школа авиационных техников». Александр решил забрать документы и вернуться домой. Но у начальника учебного заведения вопрос решался круто: или остаться в училище и учиться на авиатехника, или положить на стол комсомольский билет. Покрышкин остался.

Александр Иванович вспоминал: «В технической школе в Перми, где я учился, существовал планерный кружок. С утра до сумерек каждое воскресенье мы проводили на планеродроме. Это были наиболее яркие дни моей юности». Много времени Покрышкин проводил и в мастерских, ремонтируя потрепанные аппараты. Будучи отличным лыжником, входил в сборную Уральского военного округа, участвовал в 50-километровых гонках с полной выкладкой и со стрельбой из боевого оружия. Сидел на гаутпвахте за молодецкие проделки...
15 декабря 1933 г. Покрышкин с отличием окончил школу младшим авиатехником и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии им. К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников – солидное учебное заведение, с которым связаны имена Н. Е. Жуковского (1847–1921) и ряда других корифеев отечественной авиации. И это учебное заведение Покрышкин окончил с отличием. В ожидании приказа о назначении на службу он получил известие о смерти отца.

  • Несколько дней Покрышкин добирался до родного города, где не был более двух лет. В пути, как вспоминал Александр Иванович, «я много передумал о судьбах отца и деда». На похороны отца он опоздал. Побывал на могиле, повидался с матерью, бабушкой, братьями и сестрой. Постоял на берегу Оби... Молодого командира уже ждал юг – Краснодар, авиационное звено связи 74-й Таманской стрелковой дивизии, куда он был назначен приказом наркома обороны СССР от 17 декабря 1934 г. старшим авиатехником.

В дивизии он занимался обслуживанием самолетов, предложил несколько улучшений к авиационном пулемету ШКАС, за что получил благодарность командования округом. Выявил и устранил после проведенного эксперимента серьезный конструктивный недостаток самолета Р-5. Отправил материалы, где определил новый центр тяжести самолета (что исключало вход самолета в плоский штопор) в Москву авиаконструктору Н. Н. Поликарпову (1892–1944), от которого получил теплое благодарственное письмо...

По собственной инициативе, втайне от начальства, упорно занимался в Краснодарском аэроклубе по программе подготовки гражданских пилотов. Организовал осоавиахимовский кружок планеристов из молодежи, работавшей на консервном комбинате в станице Крымской. Построив планер собственной конструкции «Стандарт», сделал несколько подлетов на нем на выбранном для испытаний холме.

  • Однажды «планер вместо того, чтобы перейти в горизонтальный полет, перешел в пикирование и ударился о землю. Как меня выбросило из кабины вместе с оторванными привязными ремнями, я не помню, – вспоминал Покрышкин. – Под вечер, как ни в чем не бывало, я отправился вместе со всеми на аэродром для прыжков». Но врач не допустил упрямца к прыжку, на трое суток уложив его в постель. Еще неделю Покрышкину пришлось ходить на костылях.

При этом он постоянно писал рапорты начальству с просьбами о переводе в летную школу. Сделал для себя тренажер, при помощи которого, двигая «ручками управления», можно было, сидя на табурете, выполнять «взлеты», «посадки» и различные фигуры пилотажа – чтобы добиться автоматизма в управлении самолетом. В 1936 г. сконструировал тренажер более совершенный, с гидропневматическим управлением.

Пройдя в аэроклубе двухгодичную программу гражданского пилота за 17 дней и экстерном на «отлично» сдав все экзамены, зачеты, практические полеты с инструктором, во время своего отпуска зимой 1938 г. Александр Иванович осуществил первый самостоятельный полет на У-2 (По-2). Начальник аэроклуба сказал: «Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели!».

В ноябре 1938 г. командир части все-таки направил военного техника 2-го ранга А. И. Покрышкина с копией отличного аттестата из Краснодарского аэроклуба в известную Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А. Ф. Мясникова, которую тот окончил с отличием 15 ноября 1939 г.

Получив звание лейтенанта, Покрышкин стал младшим летчиком 55 го истребительного авиационного полка, входившего в состав ВВС Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции летом 1940 г. (передача в состав СССР королем Румынии Каролем II Бессарабии и Северной Буковины) полк был переведен в г. Бельцы. В 1941 г. старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи, одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3.

Там и застало А. И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.
«КТО В 1941−42 ГОДАХ НЕ ВОЕВАЛ, ТОТ ВОЙНЫ ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ ВИДЕЛ» (А. И. Покрышкин)
Александр Иванович Покрышкин вступил в битву с фашистами утром 22 июня 1941 г. Война застала его на территории Молдавии.

Самый первый воздушный бой Покрышкина можно описать поговоркой – «первый блин комом». Единственным самолетом, который он сбил в тот день, оказался... советский легкий бомбардировщик Су-2. (Новые самолеты были засекречены до такой степени, что летчики-истребители не имели представления, как выглядят бомбардировщики, а те, в свою очередь, не видели новых МиГов и Яков). Командиру Су-2 удалось посадить подбитую машину, но штурман погиб. В другое время пилота немедленно отстранили бы от полетов и отдали под трибунал, но в первые часы войны было не до того: немецкая авиация бомбила наши приграничные аэродромы, летчики гибли на земле и в воздухе, в полном хаосе было некогда искать виновных. Представим себе, какой ад творился на душе Александра Ивановича, когда он понял, что собственными руками, в разгар войны, нанес стране ущерб в несколько миллионов рублей, уничтожив новейший боевой самолет, а более того – по его вине погиб, пусть и незнакомый ему лично, но все же русский летчик, боевой соратник...

  • В старом советском кинофильме «Нормандия – Неман» (1959) был схожий эпизод – там виновный пилот истребителя едва не наложил на себя руки. От самоубийства его удержали только слова командира: «Тогда у русских вместо одного будут два мертвых летчика». И летчик решил воевать с удвоенной яростью, воевать «за себя и за того парня», воевать так, чтобы нанести врагу максимальный урон.

Истребительный полк, в котором служил Покрышкин, занимался разведкой, прикрытием наземных частей и штурмовкой наземных целей врага, с четким указанием – «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в бой ввязывался, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 г. Покрышкин во время разведки сбил истребитель «Мессершмитт Bf.109Е» из 7-й румынской истребительной авиагруппы, продемонстрировав свою меткость и мастерство пилотажа (это был не рядовой летчик, а ведущий группы из пяти самолетов). Через неделю Александр Иванович сбил еще один самолет, но и сам был подбит вражеской зениткой и вынужден был совершить аварийную посадку на вражеской территории.

  • Вспоминает сын Александра Ивановича: «Первый раз самолет отца достала зенитная артиллерия 3 июля 1941 г. Тогда он на МиГе-3 летал на разведку переправы через Прут. Истребитель плашмя упал в лес. От удара отец потерял сознание. Когда очнулся, понял, что сильно повреждена нога. С трудом выбрался из самолета, а потом четыре дня, опираясь на палку, пробирался к своим. К тому времени его уже считали погибшим. Тогда же, находясь в санчасти, он завел свою знаменитую тетрадь, где стал отображать схемы боев...». Спустя месяц на его счету было уже шесть немецких самолетов.

Второй раз его самолет сбили в районе Запорожья 5 октября (у пос. Большой Токмак Запорожской области). Спасая своего ведомого, он длинной очередью прошил «мессер» и на подбитом самолете стал выходить из боя. Три немецких Ме-109 один за другим расстреливали самолет. С перебитым управлением он сумел приземлиться в поле. Очнулся от сильной боли, правый глаз был поврежден, почти ничего не видел, стекла разбитых очков врезались ему в надбровную дугу. В лесу он встретил пехотинцев, вместе с которыми неделю прорывался из окружения. Уже после войны Покрышкин говорил: «Кто в 1941–42 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел».

  • Известно, что именно Покрышкин помог режиссеру Л. Ф. Быкову (1928–1979; заслуженный артист РСФСР) в организации съемок киноленты «В бой идут одни старики» (1973). Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, был и в жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского «Мессершмитта» (правда, у Покрышкина это был МиГ-3: летом 1942 г. на аэродроме Ставрополя, захваченного фашистами, Покрышкин во время одной промежуточной посадки заметил брошенный МиГ-3 и перегнал его в свой полк). После просмотра фильма он, вытирая слезы и с трудом справляясь с чувствами, произнес: «Все так, как было...».

К концу 1941 г. как лучший разведчик в полку и дивизии он был награжден орденом Ленина – за бесстрашный полет на МиГ-3 (двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь). Покрышкин не только взлетел, но и в нелетных погодных условиях успешно определил местонахождение крупной группировки танковых колонн генерала фон Клейста в районе г. Шахты в Ростовской области, чем фактически предотвратил катастрофу на Южном фронте. К середине ноября 1941 г. Покрышкин выполнил 190 боевых вылетов, в т. ч. 144 вылета на штурмовку наземных войск врага.

В марте 1942 г. Покрышкин был первый раз представлен к званию Героя Советского Союза. Однако вскоре представление было отозвано.

  • За драку со старшими по званию, критику устаревшей тактики воздушного боя и споры с начальством Покрышкина исключили из партии, лишили всех должностей и отдали под трибунал. К тому времени на его счету было более 400 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов... Особисты припомнили еще и 1937 г., когда он служил авиатехником: «Из общежития выселили семью арестованного летчика. Женщина с тремя детьми осталась стоять под дождем. Отец отдал ей свою комнату, а сам перебрался к сослуживцу», – вспоминал сын. Спасли героя заступничество комиссара полка М. А. Погребного (1910–1976) и генерала Н. Ф. Науменко (1901–1967). Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

Именно тогда, навещая сослуживца в госпитале, Александр Иванович познакомился с медсестрой Машей Коржук. Миловидная девушка с волосами цвета спелой ржи и открытым приветливым взглядом стала его ангелом-хранителем.
  • Следующая их встреча с Марией произошла только в мае 1943 г. под Миллерово (Ростовская область). Александр долго разыскивал батальон, где она служила, наконец, нашел и единственный раз за всю войну попросил у командования краткосрочный отпуск. Затем опять разлука и новая встреча. Поженились Мария и Александр в апреле 1944 г. в Черниговке Запорожской области. По рассказам А. В. Харченко, директора краеведческого музея Черниговки, «была скромная свадьба – человек 20 летчиков на ней было, в том числе такие тогда уже известные асы, как Крюков, Андрей Труд, Голубев». В 1944 г. Мария отправлена мужем в Новосибирск, где родила дочь Светлану (1944–1996). Мама Александра Ивановича, Ксения Степановна, внучке была очень рада, т. к. считала, что «девочки родятся к миру». Александр Иванович впервые увидел дочь в апреле 1945 г. А летом того же года Покрышкины уехали в Москву. Супруга маршала – Мария Кузьминична – пережила своего знаменитого мужа на 15 лет.

До июля 1942 г. Покрышкин продолжал воевать на Южном фронте, участвовал в оборонительных боях за Кавказ, а в августе вместе с авиаполком убыл в тыл на переформирование и освоение новой техники – новых советских истребителей Як-1 и американских «Aerocobra P-39N», поставленных нашей стране по ленд-лизу.

В августе же он был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта.
«ЧТОБЫ СООБРАЖАТЬ В ВОЗДУХЕ, НАДО ГОТОВИТЬСЯ К ЭТОМУ НА ЗЕМЛЕ» (А. И. Покрышкин)
В своем первом настоящем воздушном бою Покрышкину удалось применить многое из того, что в дальнейшем стало его фирменным стилем и основой школы советского истребительного боя: на вертикалях, на максимальных скоростях, с постоянным использованием фигур высшего пилотажа, стрельба с максимально коротких дистанций.

  • Покрышкин был автором неожиданных и стремительных атак. Помог ему в этом летчик-истребитель А. С. Соколов (1914–1941) – командир эскадрильи, где служил сибиряк. Соколов призывал пилотировать с перегрузками, «чтобы темнело в глазах». Тогда «в настоящем бою сможешь энергичным маневром уйти от противника, даже находясь под прицелом. Создашь высокую перегрузку на маневре, которую не выдержит враг, – добьешься победы». И Покрышкин в учебных боях пилотирует так, что даже у него, при всей его закалке, однажды после посадки от перегрузок пошла носом кровь... Тренируясь в стиле Соколова, Покрышкин вырабатывает резкий удар в атаке, придумывает один за другим новые приемы. Зло, напористо и хитро ведет учебный бой со своим учителем и заходит ему в хвост. После посадки Соколов сказал одобрительно: «Драться ты будешь». Там и появилась в его дневнике запись: «Ключ к победе – это маневр и огонь!»
«Высота – скорость – маневр – огонь!» – знаменитая формула наступательного воздушного боя стала итогом большой исследовательской работы, которую вел с первых дней войны в своем альбоме чертежей и схем летчик.

  • Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. С 1943 г. начинают публиковаться его статьи по тактике истребительной авиации. Он говорил: «Подвиг требует мысли, мастерства и риска. Просто так не полетишь и не собьешь». Книгу «Тактика истребительной авиации» (первое издание – Москва, 1943), которая включала эти мысли маршала, называют пособием о том, как побеждать в воздушной битве и по которой до сих пор учатся летчики по всему миру.

Глубочайшее понимание техники и психологии человека помогли Покрышкину стать одним из самых результативных летчиков-истребителей. Александр Иванович был не просто очень храбрым летчиком, но и хорошим военным стратегом. В своих мемуарах он писал, что в начале войны был очень недоволен тем, как ведутся сражения в воздухе: тактика боя не была выработана, летчики сражались фактически вслепую. Именно поэтому к 1943 г. Покрышкин разработал и внедрил уникальные приемы ведения воздушного боя и патрулирования неба. А приемов у него было множество. Самые известные – «скоростные качели», «соколиный удар», «кубанская этажерка», «ножницы», «карусель», «маятник», «свободная охота».

  • «Кубанская этажерка» – эшелонированное в высоту построение истребителей. Пары или звенья истребителей при таком построении располагались уступами с расстоянием по высоте между звеньями около 1 500 м. Встреченные такой этажеркой немцы оказывались заведомо в проигрышном положении: пытаясь набрать высоту и уйти от столкновения с первой (ведущей) парой, они подставляли брюхо под огонь следующей пары. Каждой паре и каждому летчику выделялись специальные секторы поиска, а общее командование осуществлялось при помощи радиосвязи.

  • «Скоростные качели» – способ прикрытия наземного объекта от атак с воздуха, когда прикрывающая группа не выписывает виражи и восьмерки над объектом, а постоянно качается над ним, всегда имея либо запас скорости, либо высоты для встречи противника в любой момент. Летчик делал вираж «бочку» по нисходящей, чтобы избежать атаки вражеского самолета, при этом сильно теряя скорость, чего вражеский летчик не ожидает, и промахивается.

  • «Карусель» («вертушка»). Несколько самолетов выстраивались в наклонную карусель, в которой первый самолет уже сбрасывает бомбы, второй готовится к сбросу, третий заходит на цель, а остальные готовятся и прикрывают друг друга. Такой прием обеспечивал безопасность машин, а также точность и эффективность бомбардировки. Во время боевой «карусели» Покрышкин был просто великолепен и, по общему мнению, мог дать фору любому «эксперту». Стрелять же он предпочитал чуть ли не в упор и сразу со всех трех пулеметов.

  • «Маятник» применялся для патрулирования. Группа истребителей снижалась с высоты 4-5 до 2-3 км, затем резко уходила наверх, разворачивалась на 180° и опять устремлялась вниз. Пространство над районом прикрытия буквально «прочесывалось», и при этом высота и скорость давали маневр для внезапной атаки. Расход топлива при этом практически не увеличивался, поскольку самолет двигался по огромной дуге и половину пути проходил по инерции.

  • «Свободная охота» – вылет истребителя в произвольном направлении и самостоятельный поиск противника. Покрышкин писал, что, атакуя врага, нужно «определить сильнейшего во вражеской группе. И наносить удар по нему, невзирая на риск. Это дезориентирует остальных». Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»)

  • «Ножницы» – обезвреживание противника, который закрепляется на хвосте, встречным схождением советских самолетов. Схематически их маршруты напоминали цифру восемь.
► Ас Покрышкин. Интересно об известном | Легенда мировой авиации | Источники
Окончание статьи
Инфо-проекты
Made on
Tilda