Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «КНИЖНЫЕ МИРЫ. ВЕКОВЫЕ ЮБИЛЕИ» | 10. Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017)

«Произведения эти как бы изнутри озарены

светом истинной человечности»

Агния Барто

ПОСТАРЕТЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ СПОСОБНЫ ФИЗИЧЕСКИ…
Часто детские произведения несут совершенно не детское содержание. Они закладывают основы, через которые взрослые оценивают добро и зло, белое и черное. Вместе с детскими книгами формируется мораль, характер и личность человека. Анатолий Георгиевич Алексин как раз из таких писателей. Романтика и сентиментальность сочетаются в его творчестве с глубоким реализмом и бытовыми подробностями. Это забавные, грустные и поучительные истории.
В 2007 г. Анатолий Алексин вошел в список ТОП-100 писателей Международного биографического центра в Кембридже. ЮНЕСКО назвала его имя в числе трех лучших детских писателей мира ХХ века: Марк Твен, Алан Милн и Анатолий Алексин.
Признан ли он сегодня среди молодежи? Скорее нет, чем да. Интересен ли он? Скорее да, чем нет. Его произведения — как маяк для человеческих душ. Сам писатель отмечал: «Книги и фильмы, если они талантливы, не теряют от времени своих достоинств. Они созданы как бы раз и навсегда. Создатели их умирают, а они продолжают существовать».
Это высказывание целиком и полностью относится к творчеству самого Анатолия Георгиевича Алексина (1924—2017).
Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Георгиевич Алексин (наст. фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 г. в Москве в семье выпускника и преподавателя Экономического института красной профессуры при ЦИК СССР (впоследствии Высшая партийная школа при ЦК КПСС) Георгия Платоновича Гобермана (1893—1980) и актрисы Одесского драматического театра Марии Михайловны Гоберман (1904—1978). Дед писателя погиб во время еврейского погрома 1905 г. в Минске. Бабушку Соню убили в годы Великой Отечественной войны в немецком лагере.
«Бабушка не была похожа на еврейку и немцы в ней ее и не признали. Но выдали свои же. Выдал дворник дома, где жила бабушка», — вспоминал писатель. Этот дворник был отцом двух детей, с которыми бабушка до войны занималась уроками и читала книжки. У себя в Одессе она скучала по московским внукам, которые были далеко, и всю любовь и внимание отдавала чужим детям. «Взрослые предали, а дети нет. Они ушли от отца-предателя и никогда больше не поддерживали с ним отношения. До самой смерти двое детей ходили на могилу бабушки Сони».
Детство будущего писателя прошло в Москве и на даче в Серебряном бору, где он познакомился с писателем, поэтом и переводчиком С. Я. Маршаком (1887—1964), который разглядел в нем «юное дарование».
В школьные годы Анатолий занимался в литературном кружке, печатался в журналах «Мурзилка» и «Пионер» (некоторые стихотворения были опубликованы в сборнике «Флажок», 1951), позже его публикации появились в «Комсомольской правде».
Флажок : сб. стихов о детях и о весне А. Алексина и С. Баруздина, ил. В. Горячева. — Москва : Детгиз, 1951.  24 с.
1930-е годы, любимые книги, посещение театра, музыка — всем этим мальчик так увлекся, что решил сочинить либретто оперы на сюжет сказок Пушкина. «Уже тогда тянуло писать — и статьи, и прозу. Но, как и большинство детей, — вспоминает Алексин, — кроме стихов о природе, я писал о том, о чем не имел ни малейшего представления, например, повесть „Приключения Володи“ — о путешествии московского мальчика в Бомбей».
Первое сильное потрясение, по воспоминаниям будущего писателя, — арест отца в 1937-м.
Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Старый большевик, участник революционных событий и Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. После революции был одним из первых редакторов томской городской газеты (позже — «Красное знамя»), впоследствии поселился в Москве, работал редактором партийного журнала, экономистом, был уполномоченным Госплана по Уралу. Репрессирован в 1937 г. и приговорен к расстрелу, но после пересмотра дела в 1939-м был освобожден.
После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага народа». Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. Отца освободили, но артистическая карьера матери уже не сложилась... Вскоре она устроилась на работу в архитектурно-строительную организацию на стройке «Дворца Советов» (фундамент дворца был завершен в 1939-м, но из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили).

Война стала вторым пережитым потрясением юноши, только что окончившего девятый класс. Марию Михайловну с сыном в составе крупнейшей архитектурно-строительной организации эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский. Перед руководством и инженерным составом была поставлена сверхважная задача: в кратчайшие сроки построить Уральский алюминиевый завод, ибо без алюминия было сложно (если вообще возможно!) одержать победу в той невиданной по своим жертвам войне: он входит в состав почти всех видов вооружения армии.

Для 16-летнего Анатолия тоже нашлось занятие по способностям: его назначили вначале литературным сотрудником, а затем — ответственным секретарем ежедневной газеты «Крепость обороны», которая была приравнена по своей значимости к фронтовой. (Позднее эти факты вошли в ряд повестей Алексина: «В тылу как в тылу», «Ивашов», «Запомни его лицо» и др.).
По окончании войны Анатолий Гоберман поступил на индийское отделение одного из самых престижных институтов в стране — Московского института востоковедения (с 1954 г. объединен с Московским государственным институтом международных отношений), которое окончил в 1950 г., но так и не выучил ни хинди, ни урду. Женился на преподавательнице института Серафиме Кузьминичне Городниковой (1922—2010). К этому же времени принадлежит его первая повесть для детей «Тридцать один день (дневник пионера Саши Василькова)», определившая его как создателя так называемой «юношеской повести». Повесть много раз переиздавалась, ее перевели на разные языки.
  1. Москва : Государственное издательство Детской литературы, 1950 г.
  2. Москва : Детгиз, 1954 г.
  3. София : Народна младеж, 1952 г.
Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский (1892—1968).
Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у С. Я. Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но не получив одобрения классика, расстроился. Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь — самого Маршака. Тот и посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги. Тогда же появился и литературный псевдоним «Алексин» — сценический псевдоним матери. (С мамой у Анатолия Георгиевича были нежнейшие, доверительнейшие отношения всю жизнь).
В 1951 г. Алексина приняли в члены Союза писателей СССР. Борис Полевой (1908—1981) ввел его в редколлегию журнала «Юность»; когда же возникла идея назначить Алексина главным редактором «Юности», тот отказался: «Я слишком мягок, никому не могу сказать „нет“».
Алексин был душой любого коллектива: бесконечно добрый и очень простой, помогал начинающим молодым авторам. «С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из его персонажей. Скромность его была чрезмерной. Стеснительность — патологической. Говорил он осторожно, людей старался не обижать, но и никого особо в свои дела не посвящал.
Период до 1966 г. считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Им написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура» (1956), «Необычайные похождения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1966) и другие. Москва : Детгиз, 1963 г.
  1. Москва : Молодая гвардия, 1958 г.
  2. Москва : Детская литература, 1965 г.
  3. Москва : Детская литература, 1966 г.
Книги Алексина не о политике и не о сложных социальных проблемах. Они о доброте и любви. Герои произведений писателя — в первую очередь дети. «Некоторые представляют себе ребенка живущим в некоем микромире, обособленном и для нас, взрослых, загадочном и непостижимом. Неверное представление!» Юный человек, обладая меньшим жизненным опытом и меньшими знаниями, чем его взрослый друг, так же способен радоваться и страдать, восхищаться и разочаровываться, проявлять готовность к нравственным подвигам и совершать эти подвиги.
Ребенок оставался для него мерилом порядочности. Глядя на мир глазами детей, Алексин видел его честно, искренне, непредвзято, со всеми недостатками, нелепостями и трагедиями, которые взрослым уже кажутся привычными.
«Детство живет только в хороших людях. Вы замечали, иной раз смотришь на плохого человека и удивляешься, как такой гад ребенком-то мог быть?» — говорил он в одном из интервью.
Анатолий Георгиевич считал, что дети понимают больше; что взрослые могут быть не правы, но дети — в состоянии исправить эти ошибки. Это было новым и совсем неожиданным для советской литературы. Сын врага народа, приученный выживать, молчать, скрываться и таиться, Алексин не доверял взрослым. «Доверять можно только детям», — говорил он.
Достоевский утверждал, что мир спасет красота. Алексин добавил: «Думаю, Мир призвана спасти и Доброта. Я, как многие служители литературы и искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте — самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».
Стиль, в который автор облекает рассуждения своего персонажа, иногда напоминает исповедь. Авторская речь его героев, даже детей, часто афористична. Драматизм, психологическая напряженность органично переплетаются с юмором — то мягким, то едким, то доходящим до «смеха сквозь слезы». Характерное качество его прозы — музыкальность. (Следует сказать, что большинство его персонажей имеют отношение к миру музыки, как в ранних произведениях, так и в поздних).
Анатолий Алексин чаще всего называет свои произведения повестями, но по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, а по объему художественной информации — романы. «Мой главный кумир — Антон Павлович Чехов. Он, полагаю, как никто, умел подвергать читателей большим потрясениям на сравнительно небольшом пространстве», — говорил А. Алексин.
Алексина читали и любили. Его рассказы и повести просты и незатейливы, но они переполнены солнечным теплом и добротой. На его книги в библиотеках были очереди, а каждое новое произведение становилось событием.
Уважаемые читатели! В библиотеке им. П. П. Бажова вы можете найти произведения классика советской детской и юношеской литературы, писателя, сценариста и драматурга, автора книг для молодой аудитории Анатолия АЛЕКСИНА
Вскоре писатель становится одним из самых широко известных и печатаемых авторов в стране, он принимает участие в читательских конференциях, на которых встречается с детьми и взрослыми.

На встрече с библиотекарями

С читателями из Кореи

В Доме детской книги с А. Барто

Встречи с детьми

Сам Алексин не любил, когда его называли «детским» автором, считая, что пишет «для семейного чтения»: «Я понял, человечество состоит из семей. Остроактуальные проблемы быстро становятся непонятными. Вечное — то, что связано с мамами, папами, бабушками, дедушками»… Повести и рассказы писателя — о нерасторжимом союзе мира юности с миром взрослых людей.
После 1966 г. и в период «застойных 70-х» темы его новых произведений — рассказов, повестей, пьес — это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости. Он адресовал их юношеству и тем, кто его воспитывает, — взрослым читателям. Читатель Алексина повзрослел.
  1. Москва : Детская литература, 1967 г.
  2. Москва : Детская литература, 1968 г.
  3. Москва : Детская литература, 1976 г.
  1. Москва : Молодая гвардия, 1977 г.
  2. Таллин : Eesti Raamat, 1971 г. (из содерж.: Aga samal ajal kusagil… [А тем временем где-то]; Minu vend mängib klarnetit [Мой брат играет на кларнете]; Hiline laps [Поздний ребенок])
  3. София : Народна младеж, 1976 г. (из содерж: А там нейде… [А тем временем где то]; Закъснялото дете [Поздний ребенок]; Моят брат свирина кларнет…[Мой брат играет на кларнете])
  1. New York : H. Z. Walck, 1975 г. (содерж: My Brother Plays the Clarinet… [Мой брат играет на кларнете]; The Secret of the Yellow House [А тем временем где-то])
  2. Praha : Albatros, 1978 г. (содерж: A někde zatím… [А тем временем где-то]; Trápení s klarinetem [Поздний ребенок]; Opožděné dítě[Поздний ребенок])
В этот же период вышли его пьесы «Обратный адрес» (1971), «Молодая гвардия» (1973; по роману Александра Фадеева), «Десятиклассники» (1971), а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям: «Звоните и приезжайте» (1972), «Пойдем в кино?» (1977), «Поздний ребенок» (1982) и др.
«Молодая гвардия» (Пермь, 1975 г.). Олег Кошевой — Владимир Кабанов, Клер — Борис Плосков
Пьеса «Молодая гвардия», поставленная на сцене Пермского ТЮЗа в инсценировке Алексина, представляла собой своеобразный диспут молодогвардейцев и фельдкоменданта Клера, хитрого и ловкого иезуита, о смысле жизни. Спектакль выдвинули на соискание Госпремии, но кто-то постоянно вычеркивал фамилию Алексина из списка потенциальных лауреатов.
В 1979—1981 гг. вышло первое трехтомное собрание сочинений писателя.
На пороге «перестройки», в 1985 г., отдельным изданием вышла одна из самых непростых алексинских повестей — «Сигнальщики и горнисты» (написана в 1982 г., печаталась в журнале «Юность» (1982, № 12), сборниках на русском и украинском языках). Повесть вызвала широкий резонанс и «аукается» до сих пор. В ней, едва ли не впервые, прозвучала мысль, адресованная послевоенным поколениям — «Люди не должны жить минувшим горем, но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить». Изложенная, как всегда, просто и ясно, эта идея вызвала в обществе огромную волну душевного отклика — люди без всяких понуканий начали создавать летопись героев, тех школьников, что, уйдя на фронт, не успели в своих рано оборвавшихся жизнях ничего, кроме одного — сделать максимум для спасения родной земли. Так повесть писателя стала началом тех движений, что развились с годами в огромные общенародные акции…
Анатолий Алексин написал три романа, 43 повести, 97 рассказов, а также книгу воспоминаний и более двух тысяч публицистических статей о трудностях воспитания подрастающего поколения. Книги Анатолия Алексина на русском языке вышли свыше двухсот раз (в т. ч. трех-, пяти-девятитомное собрания сочинений, двухтомники избранных повестей и рассказов). Они переведены на сорок восемь языков мира (английский, французский, немецкий, греческий, испанский, итальянский, японский, китайский, корейский, финский, иврит, хинди, украинский, белорусский, польский, чешский, венгерский, казахский, армянский, грузинский, литовский, латышский, эстонский, арабский и др.)
Общий тираж произведений писателя превысил сто двадцать миллионов экземпляров.
На сценах сотен театров страны и за рубежом с большим успехом шли его тринадцать пьес, а на экранах — семнадцать художественных и телевизионных фильмов. В пьесах и фильмах, снятых по мотивам сочинений Анатолия Алексина, были заняты лучшие актеры того времени: Ирина Муравьева, Алиса Фрейндлих, Леонид Куравлев, Вениамин Смехов, Василий Меркурьев, Лия Ахеджакова, Евгений Лебедев, Зоя Федорова, Борис Чирков, Валентина Сперантова, Сергей Филиппов. А в 1955 г. Анатолий Георгиевичи сам снялся в фильме под названием «Попрыгунья» по рассказу А. П. Чехова, сыграв роль друга главной героини Ольги Ивановны.

снимок 1960 г.

Алексин написал сценарии к фильмам «Я вам пишу…» (реж. М. Израилев; 1959), «Право быть ребенком» (документальный; 1968), «Поздний ребенок» (реж. К. Ершов; 1970), «Расписание на завтра» (реж. Н. Александрович; 1976), «Накануне премьеры» (реж. О. Гойда; 1978) и др.

8 сентября 1973 г. в ГДР (ныне не существует) состоялась премьера фильма «Mein Bruder spielt Klarinette» («Мой брат играет на кларнете»; реж. У. Шмангер).
Признанный и публикой и критикой (в том числе зарубежной), писатель вел активную литературно-общественную деятельность. Вот только некоторые, основные, общественные должности, на которых он трудился:
  • секретарь правления Союза писателей (СП) РСФСР, член правлений СП СССР, РСФСР, Московской писательской организации, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля;
  • председатель Всероссийского Совета по детской и юношеской литературе СП РСФСР, а затем и СССР, председатель Научного совета по эстетическому воспитанию Академии педагогических наук СССР (член-корреспондент АПН с 1982 г.),председатель Международных жюри Московских международных кинофестивалей детских фильмов (1979, 1981, 1983 гг.), президент ассоциации «Мир — детям мира» постоянный ведущий Всесоюзных недель детской и юношеской книги — «Книжкиных именин»;
  • член правления Советского фонда культуры, заместитель председателя Советского комитета защиты мира, заместитель председателя Советского фонда мира, почетный председатель общества «Любовь к жизни» (за благотворительную помощь онкологическим больным)и многие, многие другие – более двадцати!
В течение пятнадцати лет (1971—1986 гг.) он вел на первом канале Центрального телевидения популярную, очень рейтинговую передачу «Лица друзей» (по данным социологической службы бывшего Гостелерадио каждую передачу смотрели примерно пятьдесят миллионов зрителей).
В статусе секретаря Союза писателей РСФСР (1970—1989) участвовал в зарубежных поездках. (Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном»).
Анатолий Алексин оказывал поддержку всем, кому мог. Правило его жизни: «Тот, кто делает быстро, делает вдвойне». Он бросался на выручку стремглав. У него не было ни минуты свободной: заседания, совещания. Он говорил: «Приходят тысячи писем, а я не успеваю отвечать. Нет времени. Но ведь это нехорошо». «Такой мании обязательности, как у него, я не встречал ни в ком», – отмечал писатель А. Н. Яхонтов.

Когда случилась «перестройка», Алексин уехал в Израиль. Многие поклонники его таланта об отъезде любимого автора долго не знали — он просто исчез, очень тихо и без бравад, совершенно не находя себе места в новых реалиях. Его мир — мир прозрачных, хотя и непростых межличностных отношений, простые радости — такие, как солнце и синее небо над головой, — стремительно уступал место другим ценностям и приоритетам. Скромный Алексин предпочел не выяснять отношения с напрягающим его временем, а просто ушел из него.
С 1993 г. писатель жил в Израиле — в Тель-Авиве. К позднему его творчеству относятся рассказы о взрослом мире. И сравнивая их с произведениями ранних лет, можно увидеть, что в них присутствует тихая грусть. Он тосковал о России и Москве: когда еще мог — приезжал, встречался с читателями, гордился книгами, которые продолжали издаваться в российских издательствах.
За границей им были написаны и опубликованы романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), «Счастливые часов не наблюдают» (1996), ряд повестей и рассказов. Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка — это я!» (2006), «Не родись красивой» (1999). Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы» (1997).
Книга «Перелистывая годы» рассказывает о встречах с известными людьми искусства, литературы, кино, политики. Большое место в ней отведено женщинам, которые были рядом со знаменитостями. В ней же Алексин писал и о главных женщинах в своей жизни — жене Татьяне и дочери Алене.
Писатель Татьяна Евсеевна Алексина (в девичестве Фейнберг (1932—2014) — дочь начальника стройотдела Московской Белорусско-Балтийской и Московской Казанской железной дороги Евсея Борисовича Фейнберга (1905—1938) и дворянки Марии Георгиевны Ельчаниновой (1907—1976); внучка военного писателя-беллетриста Георгия Георгиевича Елчанинова (1870—1931), участника Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевского кавалера); заслуженный работник культуры России и Грузии; издавалась в России, Америке и Израиле. С 1968 г. — жена писателя А. Г. Алексина.
Приемная дочь — Алена Зандер, до замужества Елена Николаевна Сетунская, журналист, искусствовед, прототип героини фильма К. Шахназарова «Американская дочь», редактор русско-люксембургского журнала «Альянс».
Последний рассказ, написанный А. Г. Алексиным, — «Смотри мне в глаза» (2008). О человеке, одном из создателей центра помощи онкологическим больным, пожертвовавшем ради дела личным счастьем и в конце получившим тот самый «зловещий диагноз» (в одном из интервью Алексин обмолвился, что перенес два онкологических заболевания). Анатолию Георгиевичу за помощь онкологическим больным вручена израильская премия «Сострадание», и он очень ею гордился.
В 2011 г. Анатолий Алексин по состоянию здоровья переехал к дочери в Люксембург. Скончался 1 мая 2017 г., завещав похоронить его в Москве, рядом с родителями.
В день прощания 11 мая на Кунцевском кладбище, где проходило погребение, присутствовали только близкие. «Шел дождь со снегом, а лишь только прах предали земле, выглянуло солнышко», — вспоминает друг семьи Дмитрий Лиханов. — «Пришли немногочисленные друзья писателя, среди которых были мой отец — Альберт Анатольевич Лиханов и поэт Андрей Дмитриевич Дементьев. Людей было совсем не много».

За заслуги в области литературы и искусства Анатолий Алексин был награжден: орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и почетными знаками. Удостоен звания лауреата и дипломанта многих премий, как советских, так и международных:
  • Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1978, за повести «Действующие лица и исполнители», «Позавчера и послезавтра», «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия»);
  • Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1974, за пьесы «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес», поставленные на сцене Центрального детского театра);
  • премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма «Право быть ребенком»);
  • международной премии социалистических стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества (1980);
  • международной премии имени Х.-К. Андерсена (1976; писатель дважды включен в почетный список имени великого датского писателя с вручением диплома Андерсена);
  • премии Федерации Союза писателей государства Израиль и премии «Сострадание»;
  • премии Ассоциации американских библиотек «За лучшую книгу о детстве для взрослых» (1973).
Награжден Большой золотой медалью Международной ассоциации «Знание» — за выдающийся вклад в просветительство, российскую и мировую литературу (2010); медалью общества «Дом Януша Корчака в Иерусалиме» (2005). За благотворительную помощь онкологическим больным удостоен звания Почетного председателя общества «Любовь к жизни» (Израиль).
Имя писателя включено в Почетный список Международного совета по детской книге (СССР-Россия) (1976); Почетные списки выдающихся деятелей нынешнего столетия, изданные в США («500 выдающихся деятелей 21-го века»; 2009) и Великобритании («2000 выдающихся интеллектуалов 21-го века»; 2007, 2010); в Словарь «Международные биографии» (2008), «Биографический энциклопедический словарь» (2000). Творчеству А. Г. Алексина посвящены около ста статей и две монографии.

«Сейчас вы откроете первую страницу повестей Анатолия Алексина. Если вы еще не знакомы с произведениями этого замечательного писателя, вам предстоит огромное удовольствие и прекрасная, счастливая возможность разговаривать с его героями. Его книги были, остаются и останутся с миллионами людей как в России, так и во всем мире…»


(лауреат Государственной премии России

писатель С. А. Иванов; 1941−1999).

Не забывайте Алексина!


ИСТОЧНИКИ

  1. Алексин, Анатолий Георгиевич. — Текст : электронный // ТАСС: сайт информ. агентства. — URL: tass.ru/encyclopedia/person/aleksin-anatoliy-georgievich (дата обращения: 30.06.2024).
  2. Анатолий Алексин: [биография, библиография]. — Текст : электронный // Лаборатория Фантастики : сайт. — URL: fantlab.ru/autor13301 (дата обращения: 30.06.2024).
  3. Анатолий Алексин : [фильмы, биография, семья, фильмография]. — Текст : электронный // Кинопоиск : интернет-ресурс. — URL: www.kinopoisk.ru/name/324 396/ (дата обращения: 30.06.2024).
  4. Анатолий Алексин. Не детский писатель. — Текст: электронный // Вечерняя Москва : сетевое изд. — URL: vm.ru/entertainment/282 858-anatolij-aleksin-ne-detskij-pisatel (дата обращения: 30.06.2024).
  5. Анатолий Алексин: «Детство живет только в хороших людях». — Текст : электронный // Национальная библиотека Беларуси : офиц. сайт. — URL: nlb.by/content/news/library-news/anatoliy-aleksin-detstvo-zhivet-tolko-v-khoroshikh-lyudyakh/ (дата обращения: 30.06.2024).
  6. Анатолий Георгиевич Алексин. — Текст : электронный // Детский сайт. — URL: kids.azovlib.ru/images/АКР%202 018/37%20Михайлова.pdf (дата обращения: 30.06.2024).
  7. Биография Анатолия Алексина. — Текст : электронный // РИА Новости : сетевое изд. — URL: ria.ru/20 170 502/1 493 489 123.html (дата обращения: 30.06.2024).
  8. Гесина, О. Анатолий Алексин человек с добрыми глазами / О. Гесина. — Текст : электронный // DailyCulture.ru : [сайт Первого авт. интернет-проекта о культуре в России К. Гольцман]. — URL: dailyculture.ru/stati/bio/anatoliy_aleksin_chelovek_s_dobrymi_glazami/ (дата обращения: 30.06.2024).
  9. Коробейникова, К. «Книги были окутаны юностью» : [перепеч. из: «Моск. комсомолец» (2017. 3 мая) под загл.: Классик ушел, а его кларнет будет играть вечно] / К. Коробейникова. — Текст : электронный // Московский Комсомолец : электрон. период. изд. — URL: www.mk.ru/culture/2017/05/01/knigi-byli-okutany-yunostyu-skonchalsya-pisatel-anatoliy-aleksin.html (дата обращения: 30.06.2024).
  10. Обращение к подвигу : [Анатолий Алексин отвечает на вопросы журн. «Смена» (1975. № 1148)]. — Текст : электронный // Молодая Гвардия : [авт. сайт Д. Щербинина]. — URL: www.molodguard.ru/article272.htm (дата обращения: 30.06.2024).
  11. Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина : офиц. сайт. — URL: anatolyaleksin.com/ (дата обращения: 30.06.2024). — Текст : электронный.
  12. Подборка фильмов, снятых по произведениям и сценариям Анатолия Алексина : [список]. — Текст : электронный // Вконтакте : [соц. сеть]. — URL: https://vk.com/wall-88843073_10116 (дата обращения: 30.06.2024).
  13. Человек, который верил только детям: к 100-летию со дня рождения А. Г. Алексина : метод.-библиогр. материалы. — Текст : непосредственный / Воронежская обл. дет. б-ка, орг.-метод. отд. ; сост. О. В. Гетманова. — Воронеж : ВОДБ, 2023. — 28 с. — URL: odbvrn.ru/files/izdaniya/aleksin.pdf (дата обращения: 30.06.2024).
  14. Яхонтов, А. Анатолий Алексин умер в Люксембурге, но завещал похоронить себя в Москве. Долгий путь в страну вечных каникул / А. Яхонтов. — Текст : электронный // Московский Комсомолец : электрон. период. изд. — URL: www.mk.ru/culture/2017/08/02/anatoliy-aleksin-umer-v-lyuksemburge-no-zaveshhal-pokhoronit-sebya-v-moskve.html (дата обращения: 30.06.2024).

Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk

Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой.

Фотографии и иллюстрации взяты из книг и открытых источников.
2024-07-30 13:34 Инфо-проекты