«Произведения эти как бы изнутри озарены
светом истинной человечности»
Агния Барто
ПОСТАРЕТЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ СПОСОБНЫ ФИЗИЧЕСКИ…
Часто детские произведения несут совершенно не детское содержание. Они закладывают основы, через которые взрослые оценивают добро и зло, белое и черное. Вместе с детскими книгами формируется мораль, характер и личность человека. Анатолий Георгиевич Алексин как раз из таких писателей. Романтика и сентиментальность сочетаются в его творчестве с глубоким реализмом и бытовыми подробностями. Это забавные, грустные и поучительные истории.
Признан ли он сегодня среди молодежи? Скорее нет, чем да. Интересен ли он? Скорее да, чем нет. Его произведения — как маяк для человеческих душ. Сам писатель отмечал: «Книги и фильмы, если они талантливы, не теряют от времени своих достоинств. Они созданы как бы раз и навсегда. Создатели их умирают, а они продолжают существовать».
«Бабушка не была похожа на еврейку и немцы в ней ее и не признали. Но выдали свои же. Выдал дворник дома, где жила бабушка», — вспоминал писатель. Этот дворник был отцом двух детей, с которыми бабушка до войны занималась уроками и читала книжки. У себя в Одессе она скучала по московским внукам, которые были далеко, и всю любовь и внимание отдавала чужим детям. «Взрослые предали, а дети нет. Они ушли от отца-предателя и никогда больше не поддерживали с ним отношения. До самой смерти двое детей ходили на могилу бабушки Сони».
Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Старый большевик, участник революционных событий и Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. После революции был одним из первых редакторов томской городской газеты (позже — «Красное знамя»), впоследствии поселился в Москве, работал редактором партийного журнала, экономистом, был уполномоченным Госплана по Уралу. Репрессирован в 1937 г. и приговорен к расстрелу, но после пересмотра дела в 1939-м был освобожден.
Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у С. Я. Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но не получив одобрения классика, расстроился. Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь — самого Маршака. Тот и посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги. Тогда же появился и литературный псевдоним «Алексин» — сценический псевдоним матери. (С мамой у Анатолия Георгиевича были нежнейшие, доверительнейшие отношения всю жизнь).
«Детство живет только в хороших людях. Вы замечали, иной раз смотришь на плохого человека и удивляешься, как такой гад ребенком-то мог быть?» — говорил он в одном из интервью.
Уважаемые читатели! В библиотеке им. П. П. Бажова вы можете найти произведения классика советской детской и юношеской литературы, писателя, сценариста и драматурга, автора книг для молодой аудитории Анатолия АЛЕКСИНА
На встрече с библиотекарями
С читателями из Кореи
В Доме детской книги с А. Барто
Встречи с детьми
Пьеса «Молодая гвардия», поставленная на сцене Пермского ТЮЗа в инсценировке Алексина, представляла собой своеобразный диспут молодогвардейцев и фельдкоменданта Клера, хитрого и ловкого иезуита, о смысле жизни. Спектакль выдвинули на соискание Госпремии, но кто-то постоянно вычеркивал фамилию Алексина из списка потенциальных лауреатов.
Общий тираж произведений писателя превысил сто двадцать миллионов экземпляров.
снимок 1960 г.
За границей им были написаны и опубликованы романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), «Счастливые часов не наблюдают» (1996), ряд повестей и рассказов. Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка — это я!» (2006), «Не родись красивой» (1999). Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы» (1997).
Писатель Татьяна Евсеевна Алексина (в девичестве Фейнберг (1932—2014) — дочь начальника стройотдела Московской Белорусско-Балтийской и Московской Казанской железной дороги Евсея Борисовича Фейнберга (1905—1938) и дворянки Марии Георгиевны Ельчаниновой (1907—1976); внучка военного писателя-беллетриста Георгия Георгиевича Елчанинова (1870—1931), участника Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевского кавалера); заслуженный работник культуры России и Грузии; издавалась в России, Америке и Израиле. С 1968 г. — жена писателя А. Г. Алексина.
Приемная дочь — Алена Зандер, до замужества Елена Николаевна Сетунская, журналист, искусствовед, прототип героини фильма К. Шахназарова «Американская дочь», редактор русско-люксембургского журнала «Альянс».
Имя писателя включено в Почетный список Международного совета по детской книге (СССР-Россия) (1976); Почетные списки выдающихся деятелей нынешнего столетия, изданные в США («500 выдающихся деятелей 21-го века»; 2009) и Великобритании («2000 выдающихся интеллектуалов 21-го века»; 2007, 2010); в Словарь «Международные биографии» (2008), «Биографический энциклопедический словарь» (2000). Творчеству А. Г. Алексина посвящены около ста статей и две монографии.
«Сейчас вы откроете первую страницу повестей Анатолия Алексина. Если вы еще не знакомы с произведениями этого замечательного писателя, вам предстоит огромное удовольствие и прекрасная, счастливая возможность разговаривать с его героями. Его книги были, остаются и останутся с миллионами людей как в России, так и во всем мире…»
(лауреат Государственной премии России
писатель С. А. Иванов; 1941−1999).
Не забывайте Алексина!