Новости библиотеки им. П. П. Бажова

«ДВА КАПИТАНА»: К 85-ЛЕТИЮ РОМАНА В. А. КАВЕРИНА

Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер; 1902−1989)#nbsp;— российский и#nbsp;советский писатель, прозаик и#nbsp;драматург, лауреат Сталинской премии второй степени.

Творческий псевдоним писатель выбрал, вдохновившись пушкинским гусаром-дуэлянтом Петром Кавериным, представленным в#nbsp;«Евгении Онегине» под своим именем.

Наиболее известное произведение Каверина#nbsp;— приключенческий роман «Два капитана», настоящий бестселлер для молодежи СССР. Девиз «Бороться и#nbsp;искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться!» стал для автора визитной карточкой и#nbsp;даже смыслом жизни.

Родился будущий писатель 19#nbsp;апреля 1902#nbsp;г.#nbsp;в старинном русском городе Псков. Родители#nbsp;— военный капельмейстер Абель Зильбер и#nbsp;владелица музыкальных лавок Хана (Анна) Дессон. Веня был самым младшим ребенком в#nbsp;семье, где подрастало две девочки и#nbsp;четыре мальчика.

Каверин в#nbsp;детстве, в#nbsp;юности, в#nbsp;студенческие годы

Окончил Псковскую губернскую гимназию, Ленинградский институт живых восточных языков по#nbsp;отделению арабистики и#nbsp;историко-филологический факультет ЛГУ. Первый рассказ#nbsp;— «Хроника города Лейпцига за#nbsp;18… год»#nbsp;— был опубликован в#nbsp;1922#nbsp;г., первая книга#nbsp;— сборник рассказов «Мастера и#nbsp;подмастерья»#nbsp;— в#nbsp;1923#nbsp;г.#nbsp;Оба произведения получили высокую оценку Максима Горького, который сказал о#nbsp;творчестве В.#nbsp;А.#nbsp;Каверина так: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я#nbsp;склонен думать, что впервые на#nbsp;почве литературы русской распускается столь странное и#nbsp;затейливое растение».

Первый том романа «Два капитана» автор завершил в#nbsp;1938#nbsp;г. Летом 1941-го шла работа над вторым томом, в#nbsp;котором Каверин хотел использовать реальные события из#nbsp;жизни знаменитого летчика С.#nbsp;А.#nbsp;Леваневского (1902−1937), пропавшего вместе с#nbsp;экипажем во#nbsp;время перелета из#nbsp;Москвы в#nbsp;США через Северный полюс. План уже был окончательно обдуман, материалы изучены, написаны первые главы. Однако начавшаяся война заставила временно прекратить работу над книгой, а#nbsp;впоследствии и#nbsp;изменить ее#nbsp;сюжетную линию.

Во#nbsp;время войны Каверин был военным корреспондентом «Известий», сначала на#nbsp;Ленинградском фронте, потом#nbsp;— на#nbsp;Северном флоте, писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. Именно там, на#nbsp;флоте, повседневно общаясь с#nbsp;летчиками и#nbsp;подводниками, понял, в#nbsp;каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». Второй том романа был опубликован в#nbsp;1944#nbsp;г., а#nbsp;в#nbsp;1946-м был удостоен Сталинской (Государственной) премии. (Несмотря на#nbsp;то, что книга вышла в#nbsp;годы расцвета культа личности и#nbsp;в#nbsp;целом выдержана в#nbsp;героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в#nbsp;романе всего один раз#nbsp;— в#nbsp;главе 8 части 10).
В#nbsp;1986#nbsp;г.#nbsp;Каверин признавался в#nbsp;интервью:
«Я#nbsp;до#nbsp;сих пор изумляюсь успеху „Двух капитанов“, не#nbsp;считая этот роман лучшим своим романом».

Но#nbsp;если сегодня спросить практически у#nbsp;любого человека: «Каверин#nbsp;— автор чего?», вам скажут: «Автор „Двух капитанов“», хотя из-под его пера вышли 123#nbsp;книги.
Этот роман#nbsp;— одно из#nbsp;самых ярких произведений русской приключенческой литературы прошлого столетия. История о#nbsp;любви и#nbsp;верности, мужестве и#nbsp;целеустремленности многие годы не#nbsp;оставляет равнодушным ни#nbsp;взрослого, ни#nbsp;юного читателя. Роман захватывает и#nbsp;аудиторию, весьма прохладно относящуюся к#nbsp;советскому культурному наследию. С#nbsp;1938#nbsp;г.#nbsp;он переиздавался более 120#nbsp;раз, переведен более чем на#nbsp;10#nbsp;иностранных языков.

***


Сюжет «Двух капитанов» рассказывает о#nbsp;нелегкой судьбе немого поначалу мальчишки Сани Григорьева, начавшего свой жизненный путь в#nbsp;городке Энске (под этим названием в#nbsp;книге скрывается Псков). Вместе с#nbsp;лучшим другом Петькой он#nbsp;случайно находит в#nbsp;реке сумку со#nbsp;старыми, полуразмытыми письмами участника некой таинственной экспедиции. Пока ему просто интересно, он#nbsp;даже не#nbsp;подозревает, что эти письма не#nbsp;только навсегда перевернут его жизнь, но#nbsp;и#nbsp;определят судьбу во#nbsp;всех смыслах.
Мальчик постепенно становится юношей, потом мужчиной, этот процесс сопровождается разными личными событиями. Он#nbsp;теряет близких#nbsp;— вначале отца, потом мать; почти сразу после революции 1917-го, еще ребенком, приезжает в#nbsp;Москву беспризорничать и#nbsp;там теряет лучшего друга; попадает в#nbsp;школу-коммуну…

Сюжет с#nbsp;каждым новым витком предлагает публике все более яркие ситуации. Меняется страна, меняется жизнь вокруг, многие люди показываются не#nbsp;с#nbsp;той стороны, с#nbsp;которой честь, доблесть и#nbsp;достоинство#nbsp;— но#nbsp;хороших, порядочных и#nbsp;искренних по-прежнему больше, чем плохих. Вот только Сане потребуется пройти через целую жизнь и#nbsp;практически через смерть на#nbsp;войне, чтобы научиться отличать одних от#nbsp;других.

***


Образ Александра Григорьева#nbsp;— главного героя романа#nbsp;— создан Кавериным под впечатлением двух встреч.

Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с#nbsp;его встречи с#nbsp;молодым ученым-генетиком Михаилом Ефимовичем Лобашевым (1911−1971), которая произошла в#nbsp;санатории под Ленинградом в#nbsp;середине 1930-х годов. «Это был человек, в#nbsp;котором горячность соединялась с#nbsp;прямодушием, а#nbsp;упорство#nbsp;— с#nbsp;удивительной определенностью цели,#nbsp;— вспоминал писатель.#nbsp;— Он#nbsp;умел добиваться успеха в#nbsp;любом деле». Лобашев рассказал Каверину о#nbsp;своем детстве, странной немоте в#nbsp;ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в#nbsp;Ташкенте и#nbsp;о#nbsp;том, как впоследствии ему удалось поступить в#nbsp;университет и#nbsp;стать ученым. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не#nbsp;выдуманы мною»,#nbsp;— признавался автор.
Еще одним прототипом главного героя стал Самуил Яковлевич Клебанов (1910−1942), летчик, первопроходец ненецких трасс, шеф-пилот Северного управления Аэрофлота. Когда писатель Лев Успенский (1900−1978) познакомил с#nbsp;ним Каверина, Клебанов был уже шеф-пилотом Ленинградского гражданского флота, с#nbsp;начала войны#nbsp;— летчиком-истребителем. За#nbsp;первые три месяца войны он#nbsp;совершил 23#nbsp;боевых вылета, в#nbsp;том числе 8#nbsp;ночных. Трижды Клебанова сбивали над территорией, занятой противником, дважды он#nbsp;сажал горящую машину и#nbsp;возвращался в#nbsp;часть. Он#nbsp;и#nbsp;посвятил писателя в#nbsp;тайны летного дела в#nbsp;условиях Крайнего Севера.
Красной нитью через все повествование идет романтичная, страстная и#nbsp;отчаянная мечта главного героя отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова, восстановить его доброе имя и#nbsp;воздать по#nbsp;справедливости этому отважному путешественнику.

Капитан Иван Львович Татаринов#nbsp;— тоже собирательный образ. Его прототипами стали три полярных исследователя: Г.#nbsp;Я.#nbsp;Седов (1877−1914), Г.#nbsp;Л.#nbsp;Брусилов (1884−1914?) и В.#nbsp;А.#nbsp;Русанов (1875−1913). Вениамину Каверину удалось создать произведение, в#nbsp;котором искусно переплелись реалии гидрографических экспедиций 1912#nbsp;г.

Георгий Яковлевич Седов (1877−1914), Георгий Львович Брусилов (1884−1914?) и#nbsp;Владимир Александрович Русанов (1875−1913)

В#nbsp;1912#nbsp;г.#nbsp;в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на#nbsp;судне «Св. Фока» под командованием Седова, на#nbsp;шхуне «Св. Анна» под руководством Брусилова и#nbsp;на#nbsp;боте «Геркулес» (руководитель Русанов). Все три закончились трагически: их#nbsp;руководители погибли, а#nbsp;вернулся из#nbsp;плавания только «Св. Фока».
«Для моего „старшего капитана“ я#nbsp;воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У#nbsp;одного я#nbsp;взял мужественный и#nbsp;ясный характер, чистоту мысли, ясность цели#nbsp;— все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У#nbsp;другого#nbsp;— фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей „Св. Марии“ совершенно точно повторяет дрейф брусиловской „Св. Анны“. Дневник штурмана Климова, приведенный в#nbsp;моем романе, полностью основан на#nbsp;дневнике штурмана „Св. Анны“, Альбанова [1882−1919]#nbsp;— одного из#nbsp;двух, оставшихся в#nbsp;живых участников этой трагической экспедиции»,#nbsp;— писал Каверин.
Долгие#nbsp;же поиски пропавшей экспедиции#nbsp;— указание на#nbsp;исчезнувшего без следа Русанова. [Только в#nbsp;1934#nbsp;г.#nbsp;на одном из#nbsp;островов в#nbsp;архипелаге Мона и#nbsp;на#nbsp;островке в#nbsp;шхерах Минина, у#nbsp;западного берега Таймыра, студент астрономо-геодезического факультета Сибстрина М.#nbsp;И.#nbsp;Цыганюк (1907−1987) случайно обнаружил столб с#nbsp;надписью «Геркулес, 1913», вещи, документы и#nbsp;остатки лагеря участников экспедиции, выполнил топографическую съемку ранее неизвестного острова и#nbsp;описал его. Позднее этот остров был назван именем Цыганюка.]

***


Последние фразы произведения#nbsp;— надгробная надпись на#nbsp;могильном камне: «Здесь покоится тело капитана И.#nbsp;Л.#nbsp;Татаринова, совершившего одно из#nbsp;самых отважных путешествий и#nbsp;погибшего на#nbsp;обратном пути с#nbsp;открытой им#nbsp;Северной Земли в#nbsp;июне 1915#nbsp;г.#nbsp;Бороться и#nbsp;искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться».
В#nbsp;романе немало запоминающихся цитат: «Если быть#nbsp;— так быть лучшим»; «Жизнь продолжается. За#nbsp;горем приходит радость, за#nbsp;разлукой#nbsp;— свидание»; «Сказки, в#nbsp;которые мы#nbsp;верим, еще живут на#nbsp;земле». Звенящий, как металл, девиз «Бороться и#nbsp;искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться!» программирует главного героя, становится камертоном всей его жизни, его жажде познания нового, открытия и#nbsp;постижения окружающего мира.
Роман завершается фразой, которая проходит через все повествование о#nbsp;человеческом мужестве, верности долгу и#nbsp;памяти, подлости и#nbsp;предательстве#nbsp;— словом, через все «сказание о#nbsp;двух капитанах». И#nbsp;даже не#nbsp;о#nbsp;двух, а#nbsp;о#nbsp;многих русских капитанах, посвятивших свою жизнь исследованию Севера.

На#nbsp;побережье Антарктиды, там, где сейчас находится американская полярная станция «Мак-Мердо», на#nbsp;вершине наблюдательного холма поднимается трехметровый крест, сделанный из#nbsp;эвкалипта. На#nbsp;нем написаны имена и#nbsp;должности членов погибшей экспедиции бесстрашного путешественника и#nbsp;исследователя Южного полюса, капитана Роберта Скотта (1868−1912), а#nbsp;еще ниже#nbsp;— две строчки#nbsp;— заключительные слова из#nbsp;стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (1809−1892): «To#nbsp;strive, to#nbsp;seek, to#nbsp;find and not to#nbsp;yield», что по-русски означает: «Дерзать, искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться!» (стихотворение написано в#nbsp;1833#nbsp;г., впервые опубликовано в#nbsp;1842#nbsp;г.).
«Улисс»#nbsp;— это своеобразный пересказ отрывка из#nbsp;«Одиссеи» Гомера о#nbsp;последнем странствии Одиссея-Улисса, поэтический рассказ о#nbsp;человеческой одержимости, страсти к#nbsp;познанию, преодолевающей все препятствия на#nbsp;своем пути. Одиссей#nbsp;— это один из#nbsp;культовых героев в#nbsp;литературе. Его путешествие#nbsp;— преобразование человека в#nbsp;процессе пути.

В#nbsp;2012#nbsp;г.#nbsp;слова «Бороться и#nbsp;искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться!» были выбраны девизом Олимпийских и#nbsp;Паралимпийских игр в#nbsp;Лондоне. Также фраза использовалась в#nbsp;эпиграфах к#nbsp;роману «Корабль его величества „Улисс“» («Крейсер „Улисс“»; 1955) А.#nbsp;Маклина (1922−1987). В#nbsp;кинематографе она была использована в#nbsp;таких фильмах, как «007: Координаты „Скайфолл“» (2012), «Общество мертвых поэтов» (1989) и#nbsp;«Одна неделя» (2008).

***


Изначально жанр книги был определен как повесть. С#nbsp;августа 1938#nbsp;г.#nbsp;ее печатал детский журнал «Костер», а#nbsp;с#nbsp;января 1939#nbsp;г.#nbsp;— «Литературный современник». В#nbsp;обоих журналах публикация завершилась в#nbsp;марте 1940#nbsp;г.

Первый вариант романа являлся полностью законченным произведением, и#nbsp;уже в#nbsp;1940#nbsp;г.#nbsp;читатели знали, чем завершится история Сани Григорьева. Экспедиция капитана Татаринова найдена в#nbsp;1936#nbsp;г. (а#nbsp;не в#nbsp;1942-м), доклад в#nbsp;Географическом обществе прочитан в#nbsp;1937#nbsp;г. (а#nbsp;не в#nbsp;1944-м). Читатель расставался с#nbsp;героями в#nbsp;Энске в#nbsp;1939#nbsp;г. (дату можно определить по#nbsp;упоминанию о#nbsp;Всесоюзной сельскохозяйственной выставке). Читая сегодня журнальный вариант романа, мы#nbsp;попадаем в#nbsp;альтернативный мир, в#nbsp;котором не#nbsp;было войны.

Роман моментально приобрел такую так популярность, что многие школьники на#nbsp;уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не#nbsp;лейтенант Вилькицкий, а#nbsp;капитан Татаринов#nbsp;— настолько они верили в#nbsp;героев романа, воспринимали их#nbsp;как реально существующих людей. Читатели писали автору трогательные письма, в#nbsp;которых расспрашивали о#nbsp;дальнейшей судьбе Кати Татариновой и#nbsp;Сани Григорьева. Каверин начал работу над продолжением…
Поздней осенью 1941#nbsp;г., когда Ленинград находился в#nbsp;кольце вражеской блокады, радиокомитет города обратился к#nbsp;писателю с#nbsp;просьбой выступить с#nbsp;обращением к#nbsp;комсомольцам Балтики от#nbsp;имени… Сани Григорьева. По#nbsp;городскому радио тогда читали главы из#nbsp;«Двух капитанов».

Каверин возразил: «Это#nbsp;же литературный персонаж, которого нет на#nbsp;самом деле!». Ему ответили: «Ну#nbsp;так что#nbsp;же? Это ничему не#nbsp;мешает. Пишите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в#nbsp;телефонном справочнике».
И#nbsp;Каверин согласился. Он#nbsp;написал обращение к#nbsp;комсомольцам Ленинграда и#nbsp;Балтики, которое передали по#nbsp;радио. В#nbsp;нем рассказал о#nbsp;боевых буднях своего персонажа и#nbsp;призвал бороться с#nbsp;врагом. В#nbsp;ответ на#nbsp;имя Григорьева посыпались письма, дышавшие уверенностью в#nbsp;победе,#nbsp;— настолько искренне читатели верили в#nbsp;реальное существование полюбившегося им#nbsp;летчика.

Работая на#nbsp;Северном флоте, бывая в#nbsp;Полярном, Ваеньге, Мурманске военкор «Известий» Каверин собирал материал, обдумывал и#nbsp;работал над новыми главами «Двух капитанов». Он#nbsp;отчетливо понимал, что роман будет неполным, если не#nbsp;расскажет о#nbsp;том, как его герои вместе со#nbsp;страной прошли тяжелые испытания и#nbsp;победили в#nbsp;войне. Многие события военной жизни, очевидцем которых он#nbsp;был, нашли отражение в#nbsp;романе. В#nbsp;конец второй книги он#nbsp;перенес и#nbsp;благополучный финал первой части.

В#nbsp;январе#nbsp;— декабре 1944#nbsp;г.#nbsp;журнал «Октябрь» напечатал вторую книгу.

***


Первое самостоятельное (и#nbsp;как мы#nbsp;теперь знаем, неоконченное) издание вышло в#nbsp;1940#nbsp;г.#nbsp;в Детиздате с#nbsp;художественным оформлением Ю.#nbsp;Сырнева и#nbsp;фронтисписом работы В.#nbsp;Конашевича. Первое полное издание#nbsp;— в#nbsp;1945#nbsp;г.#nbsp;в оформлении художников#nbsp;Б.#nbsp;Дехтерева и#nbsp;В.#nbsp;Ладягина.

Роман «Два капитана» украшали работы и#nbsp;уже заслуженных, известных мастеров, и#nbsp;тех, кто делал первые шаги на#nbsp;этом поприще. Вот имена только части из#nbsp;них:

Заслуженные художники России Иван Иванович Храповицкий (Харкевич; 1913−2007) и#nbsp;Виктор Глебович Бритвин (р.#nbsp;1955); заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Петрович Глебов (1914−1980); художники Владимир Иванович Ладягин (1910−1998), Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич) Ец (1907−1941), Борис Исаакович Шейнес (р.#nbsp;1935), Владимир Михайлович Конашевич (1888−1963), Юрий Аркадьевич Сырнев (1905−1943), Вячеслав Борисович Остапенко (р.#nbsp;1956), Юрий Соломонович Гершкович (1938−2013), Петр Сергеевич Любаев (р.#nbsp;1986).
«Я#nbsp;постарался прожить жизнь Сани в#nbsp;своих иллюстрациях»,#nbsp;— сказал в#nbsp;одном из#nbsp;интервью художник Петр Любаев. Эти слова очень точно выражают отношение всех художников-иллюстраторов к#nbsp;своей работе. Каждая картинка должна отображать сюжет книги, дополняя общий смысл произведения.

***


Роман Вениамина Каверина по#nbsp;праву считается одним из#nbsp;культовых произведений советской приключенческой литературы. Книгу читали, перечитывали, писали письма главным героям. «Два капитана» стали событием в#nbsp;мире литературы того времени. И#nbsp;это событие нашло отражение в#nbsp;других видах искусства.

  • По мотивам романа сняты два фильма (1955, 1976). Автор участвовал в#nbsp;написании обоих сценариев.

1955

1976

  • Сценические версии романа «Два капитана» были популярными в#nbsp;репертуаре театров СССР.

Спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола был поставлен в#nbsp;1948#nbsp;г. Каверин являлся соавтором пьесы, адаптировав для постановки текст книги. Это была самая первая театральная версия.

В#nbsp;том#nbsp;же 1948#nbsp;г. в#nbsp;Москве в#nbsp;Центральном детском театре (ЦДТ) состоялась премьера спектакля «Два капитана». Режиссер спектакля#nbsp;— В.#nbsp;С.#nbsp;Колесаев (1903−1966). Спектакль запомнился театралам столицы одним из#nbsp;двух исполнителей роли Сани Григорьева#nbsp;— им#nbsp;был Олег Николаевич Ефремов (1927−2000).

В#nbsp;1949#nbsp;г.#nbsp;состоялись премьеры спектаклей в#nbsp;Театре юного зрителя Латвии и#nbsp;Саратовском ТЮЗе, а#nbsp;в#nbsp;1953#nbsp;г. в#nbsp;Ульяновском областном драматическом театре и#nbsp;ТЮЗе г.#nbsp;Каунаса. Годом позже в#nbsp;Петрозаводске в#nbsp;репертуаре Карело-Финской филармонии появилась новая литературная композиция по#nbsp;роману В.#nbsp;А.#nbsp;Каверина. Ее#nbsp;автором и#nbsp;режиссером стал И.#nbsp;С.#nbsp;Ольшвангер (1923−1979).

Обращались к#nbsp;роману и#nbsp;любительские коллективы. Так, в#nbsp;1960#nbsp;г. самодеятельные артисты драматического театра-студии Дворца культуры имени С.#nbsp;М.#nbsp;Кирова в#nbsp;Ленинграде представили зрителям свою версию популярного произведения.

В#nbsp;1965#nbsp;г.#nbsp;в Челябинском театре оперы и#nbsp;балета имени М.#nbsp;И.#nbsp;Глинки состоялась премьера оперы Григория Михайловича Шантыря (1923−1987) «Два капитана» по#nbsp;мотивам романа.

  • В#nbsp;архиве Гостелерадиофонда сохранился радиоспектакль-аудиосказка 1955#nbsp;г. в#nbsp;двух частях.

  • Аудиоспектакль, созданный в#nbsp;2013#nbsp;г., звучит 9#nbsp;часов 55#nbsp;минут.

  • Особо следует остановиться на#nbsp;судьбе мюзикла «Норд-Ост» (авторы либретто и#nbsp;музыки, постановщики и#nbsp;продюсеры Алексей Иващенко и#nbsp;Георгий Васильев#nbsp;— творческий дуэт, среди поклонников известный как «Иваси»). Мюзикл состоял из#nbsp;2#nbsp;действий и#nbsp;39#nbsp;эпизодов. Впервые в#nbsp;России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр (ДК#nbsp;ГПЗ-1, Москва, ул.#nbsp;Мельникова, 7). Масштабные декорации были вбетонированы в#nbsp;фундамент здания, что делало его театром одного спектакля.

14#nbsp;месяцев продолжался отбор актеров в#nbsp;основную труппу. В#nbsp;конкурсе на#nbsp;право войти в#nbsp;труппу «Норд-Оста» участвовало 1#nbsp;029 человек. В#nbsp;итоге 39#nbsp;девочек и#nbsp;мальчиков были приняты (самому старшему#nbsp;— 13#nbsp;лет). В#nbsp;трехчасовом мюзикле принимало участие 180#nbsp;персонажей, а#nbsp;в#nbsp;состав оркестра входило 32#nbsp;музыканта.

Премьера первого российского мюзикла состоялась 19#nbsp;октября 2001#nbsp;г. и#nbsp;стала событием в#nbsp;мире искусства. Спектакль имел огромный успех, за#nbsp;первый свой сезон «Норд-Ост» был показан более 320-ти раз. Казалось, ему, как и#nbsp;книге, обеспечена «долгая жизнь». Но…

23#nbsp;октября 2002#nbsp;г. группа вооруженных чеченских боевиков захватила и#nbsp;удерживала заложников из#nbsp;числа работников, зрителей и#nbsp;актерского состава мюзикла «Норд-Ост» в#nbsp;здании Театрального центра. Операция по#nbsp;их#nbsp;освобождению была проведена только через три дня#nbsp;— 26#nbsp;октября 2002#nbsp;г. При#nbsp;захвате театра погибли двое артистов из#nbsp;детской труппы, восемь музыкантов оркестра#nbsp;— всего более двадцати человек. Погиб и#nbsp;сам спектакль…

Восстановленная версия «Норд-Оста» прошла в#nbsp;том#nbsp;же здании в#nbsp;феврале 2003#nbsp;г. Но#nbsp;финансовые трудности не#nbsp;позволили восстановленному спектаклю существовать долго, и#nbsp;в#nbsp;мае того#nbsp;же года он#nbsp;был закрыт.
23#nbsp;октября 2003#nbsp;г. в#nbsp;первую годовщину захвата заложников около здания театрального комплекса на#nbsp;Дубровке появился памятный гранитный камень с#nbsp;надписью «В#nbsp;память о#nbsp;жертвах терроризма» и#nbsp;семиметровая стела из#nbsp;белого гранита, увенчанная тремя бронзовыми журавлями. Скульптура, изображающая трех журавлей, создана еще до#nbsp;трагедии и#nbsp;должна была символизировать сам мюзикл. После происшедшей трагедии московские власти решили, что монумент отвечает идее памяти о#nbsp;жертвах терроризма.

***


  • 22#nbsp;июля 1995 года в#nbsp;г.#nbsp;Пскове состоялось торжественное открытие памятника героям романа В.#nbsp;А.#nbsp;Каверина «Два капитана». Идея его создания в#nbsp;родном городе писателя возникла в#nbsp;1984#nbsp;г. у#nbsp;тогдашнего директора Псковской областной детской библиотеки Аллы Алексеевны Михеевой (директор в#nbsp;1981—1999#nbsp;гг.).
В#nbsp;1986#nbsp;г. Каверин приезжал в#nbsp;Псков на#nbsp;200-летие школы №#nbsp;1, бывшей мужской гимназии, где он#nbsp;учился. Тогда, во#nbsp;время посещения Псковской областной детской библиотеки, состоялась встреча писателя с#nbsp;автором проекта будущего памятника. Архитектор Владимир Львович Бурыгин показал писателю эскиз проекта, на#nbsp;котором Каверин оставил автограф: «Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и#nbsp;нравственную цель моего романа „Два капитана“». Авторами памятника стали молодые скульпторы#nbsp;— Михаил Владиленович Белов и#nbsp;Андрей Алексеевич Ананьев.

  • 18#nbsp;апреля 2002#nbsp;г. в#nbsp;Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана».

  • В#nbsp;2003#nbsp;г. главная площадь г.#nbsp;Полярный Мурманской области названа площадью «Двух капитанов». Именно отсюда отправились в#nbsp;плавание экспедиции В.#nbsp;Русанова и#nbsp;Г.#nbsp;Брусилова. Кроме того, именно в#nbsp;Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа#nbsp;— Кати Татариновой и#nbsp;Сани Григорьева.
  • В#nbsp;2019#nbsp;г.#nbsp;в московском издательстве «РОССПЭН» вышла «Энциклопедия романа „Два капитана“». Издание состоит из#nbsp;26#nbsp;разделов, созданных филологами, музейщиками, историками и#nbsp;географами из#nbsp;разных регионов России. Энциклопедия дает обширный научно-популярный комментарий как к#nbsp;самому роману, так и#nbsp;к#nbsp;событиям, в#nbsp;нем описываемым, к#nbsp;прототипам героев, к#nbsp;облику страны и#nbsp;времени, в#nbsp;котором издавался роман «Два капитана». Оформлена уникальными иллюстрациями из#nbsp;музейных, библиотечных, архивных фондов, а#nbsp;также частных коллекций. Приводится наиболее полный список переизданий романа, начиная с#nbsp;первой журнальной публикации 1938#nbsp;г.

***


У#nbsp;каждого человека есть книга, любимая с#nbsp;детства, к#nbsp;которой возвращаешься вновь и#nbsp;вновь на#nbsp;разных этапах своей жизни. Есть книги, которые определяют судьбы целых поколений: «Овод», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия»… Для великого множества россиян настоящим «путеводителем по#nbsp;жизни» стала книга «Два капитана» Вениамина Каверина.

Это удивительная, пронзительная и#nbsp;абсолютно неустаревающая история об#nbsp;истинной чести, мужестве, доблести и#nbsp;верности, история истинного героизма и#nbsp;любви. Все, о#nbsp;чем говорит роман#nbsp;— вечные, абсолютно нормальные, человеческие ценности. Добро и#nbsp;зло, доверие и#nbsp;предательство, порядочность и#nbsp;двуличие, любовь и#nbsp;жажда обладать, созидание во#nbsp;имя высшего блага и#nbsp;мелочное обогащение исподтишка#nbsp;— едва#nbsp;ли эти темы когда-то перестанут быть актуальными.

Главные его герои#nbsp;— образцовые типажи русского человека, со#nbsp;всеми его отличительными ментальными чертами. Каверин доносит очень важную мысль, о#nbsp;которой не#nbsp;стоит забывать:
русский#nbsp;— это не#nbsp;происхождение, вероисповедание или место рождения. Не#nbsp;только. Русский#nbsp;— это гораздо больше. Это#nbsp;состояние души, это#nbsp;дух, это#nbsp;ощущение себя, принадлежность к#nbsp;родине, принципам, ценностям и#nbsp;идеалам, на#nbsp;которых она стоит.
И#nbsp;еще это роман о#nbsp;том, как прошлое, казалось#nbsp;бы, давно умершее и#nbsp;утратившее силу, властно вторгается в#nbsp;нашу жизнь, подчиняя себе настоящее, а#nbsp;мертвые управляют живыми. Вот только не#nbsp;на#nbsp;каждого Татаринова находится свой Григорьев…

***


Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, кавалер ордена Дружбы народов В.#nbsp;А.#nbsp;Каверин умер 2#nbsp;мая 1989#nbsp;г., похоронен на#nbsp;Ваганьковском кладбище.

В#nbsp;память о#nbsp;нем было названо космическое тело#nbsp;— астероид 2458 Veniakaverin.

ИСТОЧНИКИ

  1. Александрова, Н. Кто автор слов «Бороться и#nbsp;искать, найти и#nbsp;не#nbsp;сдаваться»?..#nbsp;/ Н.#nbsp;Александрова.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Дзен#nbsp;: [яндекс-платформа].#nbsp;– URL: https://dzen.ru/a/ZB8SH1FkbVzA50kT (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Васянин, А. У#nbsp;романа Вениамина Каверина «Два капитана» теперь есть своя энциклопедия#nbsp;/ А.#nbsp;Васянин.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Российская газета#nbsp;: интернет-портал.#nbsp;– URL: https://rg.ru/2019/04/14/u-romana-veniamina-kaverina-dva-kapitana-teper-est-svoia-enciklopediia.html (дата обращения: 21.11.2023).
  3. Вениамин Александрович Каверин.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Биограф.ру#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: https://biographe.ru/znamenitosti/veniamin-kaverin (дата обращения: 21.11.2023).
  4. Вениамин Каверин, «Два капитана»#nbsp;– бестселлер из#nbsp;СССР.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Дзен#nbsp;: [яндекс-платформа].#nbsp;– URL: https://dzen.ru/a/X_gPNLsU1U_7f1QG (дата обращения: 21.11.2023).
  5. Два капитана (мини-сериал 1976).#nbsp;– Изображение (движущееся#nbsp;; двухмерное). Музыка (исполнительская)#nbsp;: электронные#nbsp;// Кинопоиск#nbsp;: [интернет-сервис].#nbsp;– URL: https://www.kinopoisk.ru/series/81483/?utm_referrer=dzen.ru (дата обращения: 22.11.2023).
  6. «Два капитана»: произведение о вечных человеческих ценностях.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Дзен#nbsp;: [яндекс-платформа].#nbsp;– URL: https://dzen.ru/a/Yni0chrnhGzSNRgw (дата обращения: 21.11.2023).
  7. И в жизни, и в книге#nbsp;– каким был настоящий Саня Григорьев из#nbsp;«Двух капитанов». Его#nbsp;считали героем даже враги.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Дзен#nbsp;: [яндекс-платформа].#nbsp;– URL: https://dzen.ru/a/WyJrpsaoSwCpqtdz (дата обращения: 22.11.2023).
  8. Историческая правда и#nbsp;художественный вымысел в#nbsp;романе В.#nbsp;Каверина «Два капитана».#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Pandia.ru#nbsp;: интернет-издание.#nbsp;– URL: https://pandia.ru/text/77/409/47423.php (дата обращения: 22.11.2023).
  9. История создания романа.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Музей романа В.#nbsp;А.#nbsp;Каверина «Два капитана» (Псков)#nbsp;: [сайт].#nbsp;– URL: http://2cap.kaverin.ru/roman-dva-kapitana/istoriya-sozdaniya (дата обращения: 21.11.2023).
  10. Лазарев, А. «Два капитана»#nbsp;– жизнь и#nbsp;вымысел#nbsp;: [публ. 2011#nbsp;г.]#nbsp;/ А.#nbsp;Лазарев.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Секретные материалы 20#nbsp;века#nbsp;: [электрон. газ.].#nbsp;– URL: https://www.xfile.ru/x-files/bright_world/dva_kapitana_zhizn_i_vymysel/ (дата обращения: 24.11.2023).
  11. Мемориал жертвам Норд-Оста на Дубровке.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// Дзен#nbsp;: [яндекс-платформа].#nbsp;– URL: https://dzen.ru/a/Xtoq_3XuQCnQLvB7 (дата обращения: 21.11.2023).
  12. Чтобы помнили. Каверин Вениамин Александрович#nbsp;/ подгот.#nbsp;Т.#nbsp;Халина.#nbsp;– Текст#nbsp;: электронный#nbsp;// LiveInternet.ru#nbsp;: [портал].#nbsp;– URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post386046611 (дата обращения: 24.11.2023).
  13. Энциклопедия романа Два капитана#nbsp;: [коллектив. моногр.]#nbsp;/ [Т.#nbsp;Н.#nbsp;Бородинская и#nbsp;др.#nbsp;; отв.#nbsp;ред. Ю.#nbsp;З.#nbsp;Кантор].#nbsp;– Москва#nbsp;: РОССПЭН, 2019.#nbsp;– 550#nbsp;с.#nbsp;: ил., карта, табл.#nbsp;– Авт. указаны на 547–548-й#nbsp;с. текста.#nbsp;– Текст#nbsp;: непосредственный.
Статья носит информационно-справочный характер и#nbsp;не#nbsp;является рекламой
2023-11-27 23:00 Статьи