Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер; 1902−1989) — российский и советский писатель, прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии второй степени.
Творческий псевдоним писатель выбрал, вдохновившись пушкинским гусаром-дуэлянтом Петром Кавериным, представленным в «Евгении Онегине» под своим именем.
Наиболее известное произведение Каверина — приключенческий роман «Два капитана», настоящий бестселлер для молодежи СССР. Девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» стал для автора визитной карточкой и даже смыслом жизни.
Родился будущий писатель 19 апреля 1902 г. в старинном русском городе Псков. Родители — военный капельмейстер Абель Зильбер и владелица музыкальных лавок Хана (Анна) Дессон. Веня был самым младшим ребенком в семье, где подрастало две девочки и четыре мальчика.
Каверин в детстве, в юности, в студенческие годы
Окончил Псковскую губернскую гимназию, Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики и историко-филологический факультет ЛГУ. Первый рассказ — «Хроника города Лейпцига за 18… год» — был опубликован в 1922 г., первая книга — сборник рассказов «Мастера и подмастерья» — в 1923 г. Оба произведения получили высокую оценку Максима Горького, который сказал о творчестве В. А. Каверина так: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое растение».
Первый том романа «Два капитана» автор завершил в 1938 г. Летом 1941-го шла работа над вторым томом, в котором Каверин хотел использовать реальные события из жизни знаменитого летчика С. А. Леваневского (1902−1937), пропавшего вместе с экипажем во время перелета из Москвы в США через Северный полюс. План уже был окончательно обдуман, материалы изучены, написаны первые главы. Однако начавшаяся война заставила временно прекратить работу над книгой, а впоследствии и изменить ее сюжетную линию.
Во время войны Каверин был военным корреспондентом «Известий», сначала на Ленинградском фронте, потом — на Северном флоте, писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. Именно там, на флоте, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». Второй том романа был опубликован в 1944 г., а в 1946-м был удостоен Сталинской (Государственной) премии. (Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз — в главе 8 части 10).
Первый том романа «Два капитана» автор завершил в 1938 г. Летом 1941-го шла работа над вторым томом, в котором Каверин хотел использовать реальные события из жизни знаменитого летчика С. А. Леваневского (1902−1937), пропавшего вместе с экипажем во время перелета из Москвы в США через Северный полюс. План уже был окончательно обдуман, материалы изучены, написаны первые главы. Однако начавшаяся война заставила временно прекратить работу над книгой, а впоследствии и изменить ее сюжетную линию.
Во время войны Каверин был военным корреспондентом «Известий», сначала на Ленинградском фронте, потом — на Северном флоте, писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. Именно там, на флоте, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». Второй том романа был опубликован в 1944 г., а в 1946-м был удостоен Сталинской (Государственной) премии. (Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз — в главе 8 части 10).
В 1986 г. Каверин признавался в интервью:
«Я до сих пор изумляюсь успеху „Двух капитанов“, не считая этот роман лучшим своим романом».
Но если сегодня спросить практически у любого человека: «Каверин — автор чего?», вам скажут: «Автор „Двух капитанов“», хотя из-под его пера вышли 123 книги.
Этот роман — одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы прошлого столетия. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности многие годы не оставляет равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Роман захватывает и аудиторию, весьма прохладно относящуюся к советскому культурному наследию. С 1938 г. он переиздавался более 120 раз, переведен более чем на 10 иностранных языков.
Сюжет «Двух капитанов» рассказывает о нелегкой судьбе немого поначалу мальчишки Сани Григорьева, начавшего свой жизненный путь в городке Энске (под этим названием в книге скрывается Псков). Вместе с лучшим другом Петькой он случайно находит в реке сумку со старыми, полуразмытыми письмами участника некой таинственной экспедиции. Пока ему просто интересно, он даже не подозревает, что эти письма не только навсегда перевернут его жизнь, но и определят судьбу во всех смыслах.
***
Сюжет «Двух капитанов» рассказывает о нелегкой судьбе немого поначалу мальчишки Сани Григорьева, начавшего свой жизненный путь в городке Энске (под этим названием в книге скрывается Псков). Вместе с лучшим другом Петькой он случайно находит в реке сумку со старыми, полуразмытыми письмами участника некой таинственной экспедиции. Пока ему просто интересно, он даже не подозревает, что эти письма не только навсегда перевернут его жизнь, но и определят судьбу во всех смыслах.
Мальчик постепенно становится юношей, потом мужчиной, этот процесс сопровождается разными личными событиями. Он теряет близких — вначале отца, потом мать; почти сразу после революции 1917-го, еще ребенком, приезжает в Москву беспризорничать и там теряет лучшего друга; попадает в школу-коммуну…
Сюжет с каждым новым витком предлагает публике все более яркие ситуации. Меняется страна, меняется жизнь вокруг, многие люди показываются не с той стороны, с которой честь, доблесть и достоинство — но хороших, порядочных и искренних по-прежнему больше, чем плохих. Вот только Сане потребуется пройти через целую жизнь и практически через смерть на войне, чтобы научиться отличать одних от других.
Образ Александра Григорьева — главного героя романа — создан Кавериным под впечатлением двух встреч.
Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Ефимовичем Лобашевым (1911−1971), которая произошла в санатории под Ленинградом в середине 1930-х годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашев рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать ученым. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», — признавался автор.
Сюжет с каждым новым витком предлагает публике все более яркие ситуации. Меняется страна, меняется жизнь вокруг, многие люди показываются не с той стороны, с которой честь, доблесть и достоинство — но хороших, порядочных и искренних по-прежнему больше, чем плохих. Вот только Сане потребуется пройти через целую жизнь и практически через смерть на войне, чтобы научиться отличать одних от других.
***
Образ Александра Григорьева — главного героя романа — создан Кавериным под впечатлением двух встреч.
Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Ефимовичем Лобашевым (1911−1971), которая произошла в санатории под Ленинградом в середине 1930-х годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашев рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать ученым. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», — признавался автор.
Еще одним прототипом главного героя стал Самуил Яковлевич Клебанов (1910−1942), летчик, первопроходец ненецких трасс, шеф-пилот Северного управления Аэрофлота. Когда писатель Лев Успенский (1900−1978) познакомил с ним Каверина, Клебанов был уже шеф-пилотом Ленинградского гражданского флота, с начала войны — летчиком-истребителем. За первые три месяца войны он совершил 23 боевых вылета, в том числе 8 ночных. Трижды Клебанова сбивали над территорией, занятой противником, дважды он сажал горящую машину и возвращался в часть. Он и посвятил писателя в тайны летного дела в условиях Крайнего Севера.
Красной нитью через все повествование идет романтичная, страстная и отчаянная мечта главного героя отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова, восстановить его доброе имя и воздать по справедливости этому отважному путешественнику.
Капитан Иван Львович Татаринов — тоже собирательный образ. Его прототипами стали три полярных исследователя: Г. Я. Седов (1877−1914), Г. Л. Брусилов (1884−1914?) и В. А. Русанов (1875−1913). Вениамину Каверину удалось создать произведение, в котором искусно переплелись реалии гидрографических экспедиций 1912 г.
Капитан Иван Львович Татаринов — тоже собирательный образ. Его прототипами стали три полярных исследователя: Г. Я. Седов (1877−1914), Г. Л. Брусилов (1884−1914?) и В. А. Русанов (1875−1913). Вениамину Каверину удалось создать произведение, в котором искусно переплелись реалии гидрографических экспедиций 1912 г.
Георгий Яковлевич Седов (1877−1914), Георгий Львович Брусилов (1884−1914?) и Владимир Александрович Русанов (1875−1913)
В 1912 г. в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Брусилова и на боте «Геркулес» (руководитель Русанов). Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только «Св. Фока».
«Для моего „старшего капитана“ я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели — все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого — фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей „Св. Марии“ совершенно точно повторяет дрейф брусиловской „Св. Анны“. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана „Св. Анны“, Альбанова [1882−1919] — одного из двух, оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции», — писал Каверин.
Долгие же поиски пропавшей экспедиции — указание на исчезнувшего без следа Русанова. [Только в 1934 г. на одном из островов в архипелаге Мона и на островке в шхерах Минина, у западного берега Таймыра, студент астрономо-геодезического факультета Сибстрина М. И. Цыганюк (1907−1987) случайно обнаружил столб с надписью «Геркулес, 1913», вещи, документы и остатки лагеря участников экспедиции, выполнил топографическую съемку ранее неизвестного острова и описал его. Позднее этот остров был назван именем Цыганюка.]
***
Последние фразы произведения — надгробная надпись на могильном камне: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 г. Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В романе немало запоминающихся цитат: «Если быть — так быть лучшим»; «Жизнь продолжается. За горем приходит радость, за разлукой — свидание»; «Сказки, в которые мы верим, еще живут на земле». Звенящий, как металл, девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» программирует главного героя, становится камертоном всей его жизни, его жажде познания нового, открытия и постижения окружающего мира.
Роман завершается фразой, которая проходит через все повествование о человеческом мужестве, верности долгу и памяти, подлости и предательстве — словом, через все «сказание о двух капитанах». И даже не о двух, а о многих русских капитанах, посвятивших свою жизнь исследованию Севера.
На побережье Антарктиды, там, где сейчас находится американская полярная станция «Мак-Мердо», на вершине наблюдательного холма поднимается трехметровый крест, сделанный из эвкалипта. На нем написаны имена и должности членов погибшей экспедиции бесстрашного путешественника и исследователя Южного полюса, капитана Роберта Скотта (1868−1912), а еще ниже — две строчки — заключительные слова из стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (1809−1892): «To strive, to seek, to find and not to yield», что по-русски означает: «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (стихотворение написано в 1833 г., впервые опубликовано в 1842 г.).
На побережье Антарктиды, там, где сейчас находится американская полярная станция «Мак-Мердо», на вершине наблюдательного холма поднимается трехметровый крест, сделанный из эвкалипта. На нем написаны имена и должности членов погибшей экспедиции бесстрашного путешественника и исследователя Южного полюса, капитана Роберта Скотта (1868−1912), а еще ниже — две строчки — заключительные слова из стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (1809−1892): «To strive, to seek, to find and not to yield», что по-русски означает: «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (стихотворение написано в 1833 г., впервые опубликовано в 1842 г.).
«Улисс» — это своеобразный пересказ отрывка из «Одиссеи» Гомера о последнем странствии Одиссея-Улисса, поэтический рассказ о человеческой одержимости, страсти к познанию, преодолевающей все препятствия на своем пути. Одиссей — это один из культовых героев в литературе. Его путешествие — преобразование человека в процессе пути.
В 2012 г. слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» были выбраны девизом Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне. Также фраза использовалась в эпиграфах к роману «Корабль его величества „Улисс“» («Крейсер „Улисс“»; 1955) А. Маклина (1922−1987). В кинематографе она была использована в таких фильмах, как «007: Координаты „Скайфолл“» (2012), «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Одна неделя» (2008).
Изначально жанр книги был определен как повесть. С августа 1938 г. ее печатал детский журнал «Костер», а с января 1939 г. — «Литературный современник». В обоих журналах публикация завершилась в марте 1940 г.
Первый вариант романа являлся полностью законченным произведением, и уже в 1940 г. читатели знали, чем завершится история Сани Григорьева. Экспедиция капитана Татаринова найдена в 1936 г. (а не в 1942-м), доклад в Географическом обществе прочитан в 1937 г. (а не в 1944-м). Читатель расставался с героями в Энске в 1939 г. (дату можно определить по упоминанию о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке). Читая сегодня журнальный вариант романа, мы попадаем в альтернативный мир, в котором не было войны.
Роман моментально приобрел такую так популярность, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов — настолько они верили в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей. Читатели писали автору трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. Каверин начал работу над продолжением…
В 2012 г. слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» были выбраны девизом Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне. Также фраза использовалась в эпиграфах к роману «Корабль его величества „Улисс“» («Крейсер „Улисс“»; 1955) А. Маклина (1922−1987). В кинематографе она была использована в таких фильмах, как «007: Координаты „Скайфолл“» (2012), «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Одна неделя» (2008).
***
Изначально жанр книги был определен как повесть. С августа 1938 г. ее печатал детский журнал «Костер», а с января 1939 г. — «Литературный современник». В обоих журналах публикация завершилась в марте 1940 г.
Первый вариант романа являлся полностью законченным произведением, и уже в 1940 г. читатели знали, чем завершится история Сани Григорьева. Экспедиция капитана Татаринова найдена в 1936 г. (а не в 1942-м), доклад в Географическом обществе прочитан в 1937 г. (а не в 1944-м). Читатель расставался с героями в Энске в 1939 г. (дату можно определить по упоминанию о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке). Читая сегодня журнальный вариант романа, мы попадаем в альтернативный мир, в котором не было войны.
Роман моментально приобрел такую так популярность, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов — настолько они верили в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей. Читатели писали автору трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. Каверин начал работу над продолжением…
Поздней осенью 1941 г., когда Ленинград находился в кольце вражеской блокады, радиокомитет города обратился к писателю с просьбой выступить с обращением к комсомольцам Балтики от имени… Сани Григорьева. По городскому радио тогда читали главы из «Двух капитанов».
Каверин возразил: «Это же литературный персонаж, которого нет на самом деле!». Ему ответили: «Ну так что же? Это ничему не мешает. Пишите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонном справочнике».
И Каверин согласился. Он написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики, которое передали по радио. В нем рассказал о боевых буднях своего персонажа и призвал бороться с врагом. В ответ на имя Григорьева посыпались письма, дышавшие уверенностью в победе, — настолько искренне читатели верили в реальное существование полюбившегося им летчика.
Работая на Северном флоте, бывая в Полярном, Ваеньге, Мурманске военкор «Известий» Каверин собирал материал, обдумывал и работал над новыми главами «Двух капитанов». Он отчетливо понимал, что роман будет неполным, если не расскажет о том, как его герои вместе со страной прошли тяжелые испытания и победили в войне. Многие события военной жизни, очевидцем которых он был, нашли отражение в романе. В конец второй книги он перенес и благополучный финал первой части.
В январе — декабре 1944 г. журнал «Октябрь» напечатал вторую книгу.
Первое самостоятельное (и как мы теперь знаем, неоконченное) издание вышло в 1940 г. в Детиздате с художественным оформлением Ю. Сырнева и фронтисписом работы В. Конашевича. Первое полное издание — в 1945 г. в оформлении художников Б. Дехтерева и В. Ладягина.
Роман «Два капитана» украшали работы и уже заслуженных, известных мастеров, и тех, кто делал первые шаги на этом поприще. Вот имена только части из них:
Заслуженные художники России Иван Иванович Храповицкий (Харкевич; 1913−2007) и Виктор Глебович Бритвин (р. 1955); заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Петрович Глебов (1914−1980); художники Владимир Иванович Ладягин (1910−1998), Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич) Ец (1907−1941), Борис Исаакович Шейнес (р. 1935), Владимир Михайлович Конашевич (1888−1963), Юрий Аркадьевич Сырнев (1905−1943), Вячеслав Борисович Остапенко (р. 1956), Юрий Соломонович Гершкович (1938−2013), Петр Сергеевич Любаев (р. 1986).
Работая на Северном флоте, бывая в Полярном, Ваеньге, Мурманске военкор «Известий» Каверин собирал материал, обдумывал и работал над новыми главами «Двух капитанов». Он отчетливо понимал, что роман будет неполным, если не расскажет о том, как его герои вместе со страной прошли тяжелые испытания и победили в войне. Многие события военной жизни, очевидцем которых он был, нашли отражение в романе. В конец второй книги он перенес и благополучный финал первой части.
В январе — декабре 1944 г. журнал «Октябрь» напечатал вторую книгу.
***
Первое самостоятельное (и как мы теперь знаем, неоконченное) издание вышло в 1940 г. в Детиздате с художественным оформлением Ю. Сырнева и фронтисписом работы В. Конашевича. Первое полное издание — в 1945 г. в оформлении художников Б. Дехтерева и В. Ладягина.
Роман «Два капитана» украшали работы и уже заслуженных, известных мастеров, и тех, кто делал первые шаги на этом поприще. Вот имена только части из них:
Заслуженные художники России Иван Иванович Храповицкий (Харкевич; 1913−2007) и Виктор Глебович Бритвин (р. 1955); заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Петрович Глебов (1914−1980); художники Владимир Иванович Ладягин (1910−1998), Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич) Ец (1907−1941), Борис Исаакович Шейнес (р. 1935), Владимир Михайлович Конашевич (1888−1963), Юрий Аркадьевич Сырнев (1905−1943), Вячеслав Борисович Остапенко (р. 1956), Юрий Соломонович Гершкович (1938−2013), Петр Сергеевич Любаев (р. 1986).
«Я постарался прожить жизнь Сани в своих иллюстрациях», — сказал в одном из интервью художник Петр Любаев. Эти слова очень точно выражают отношение всех художников-иллюстраторов к своей работе. Каждая картинка должна отображать сюжет книги, дополняя общий смысл произведения.
***
Роман Вениамина Каверина по праву считается одним из культовых произведений советской приключенческой литературы. Книгу читали, перечитывали, писали письма главным героям. «Два капитана» стали событием в мире литературы того времени. И это событие нашло отражение в других видах искусства.
- По мотивам романа сняты два фильма (1955, 1976). Автор участвовал в написании обоих сценариев.
1955
1976
- Сценические версии романа «Два капитана» были популярными в репертуаре театров СССР.
Спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола был поставлен в 1948 г. Каверин являлся соавтором пьесы, адаптировав для постановки текст книги. Это была самая первая театральная версия.
В том же 1948 г. в Москве в Центральном детском театре (ЦДТ) состоялась премьера спектакля «Два капитана». Режиссер спектакля — В. С. Колесаев (1903−1966). Спектакль запомнился театралам столицы одним из двух исполнителей роли Сани Григорьева — им был Олег Николаевич Ефремов (1927−2000).
В 1949 г. состоялись премьеры спектаклей в Театре юного зрителя Латвии и Саратовском ТЮЗе, а в 1953 г. в Ульяновском областном драматическом театре и ТЮЗе г. Каунаса. Годом позже в Петрозаводске в репертуаре Карело-Финской филармонии появилась новая литературная композиция по роману В. А. Каверина. Ее автором и режиссером стал И. С. Ольшвангер (1923−1979).
Обращались к роману и любительские коллективы. Так, в 1960 г. самодеятельные артисты драматического театра-студии Дворца культуры имени С. М. Кирова в Ленинграде представили зрителям свою версию популярного произведения.
В 1965 г. в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки состоялась премьера оперы Григория Михайловича Шантыря (1923−1987) «Два капитана» по мотивам романа.
- В архиве Гостелерадиофонда сохранился радиоспектакль-аудиосказка 1955 г. в двух частях.
- Аудиоспектакль, созданный в 2013 г., звучит 9 часов 55 минут.
- Особо следует остановиться на судьбе мюзикла «Норд-Ост» (авторы либретто и музыки, постановщики и продюсеры Алексей Иващенко и Георгий Васильев — творческий дуэт, среди поклонников известный как «Иваси»). Мюзикл состоял из 2 действий и 39 эпизодов. Впервые в России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр (ДК ГПЗ-1, Москва, ул. Мельникова, 7). Масштабные декорации были вбетонированы в фундамент здания, что делало его театром одного спектакля.
14 месяцев продолжался отбор актеров в основную труппу. В конкурсе на право войти в труппу «Норд-Оста» участвовало 1 029 человек. В итоге 39 девочек и мальчиков были приняты (самому старшему — 13 лет). В трехчасовом мюзикле принимало участие 180 персонажей, а в состав оркестра входило 32 музыканта.
Премьера первого российского мюзикла состоялась 19 октября 2001 г. и стала событием в мире искусства. Спектакль имел огромный успех, за первый свой сезон «Норд-Ост» был показан более 320-ти раз. Казалось, ему, как и книге, обеспечена «долгая жизнь». Но…
23 октября 2002 г. группа вооруженных чеченских боевиков захватила и удерживала заложников из числа работников, зрителей и актерского состава мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра. Операция по их освобождению была проведена только через три дня — 26 октября 2002 г. При захвате театра погибли двое артистов из детской труппы, восемь музыкантов оркестра — всего более двадцати человек. Погиб и сам спектакль…
Восстановленная версия «Норд-Оста» прошла в том же здании в феврале 2003 г. Но финансовые трудности не позволили восстановленному спектаклю существовать долго, и в мае того же года он был закрыт.
23 октября 2003 г. в первую годовщину захвата заложников около здания театрального комплекса на Дубровке появился памятный гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и семиметровая стела из белого гранита, увенчанная тремя бронзовыми журавлями. Скульптура, изображающая трех журавлей, создана еще до трагедии и должна была символизировать сам мюзикл. После происшедшей трагедии московские власти решили, что монумент отвечает идее памяти о жертвах терроризма.
***
- 22 июля 1995 года в г. Пскове состоялось торжественное открытие памятника героям романа В. А. Каверина «Два капитана». Идея его создания в родном городе писателя возникла в 1984 г. у тогдашнего директора Псковской областной детской библиотеки Аллы Алексеевны Михеевой (директор в 1981—1999 гг.).
В 1986 г. Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы № 1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Тогда, во время посещения Псковской областной детской библиотеки, состоялась встреча писателя с автором проекта будущего памятника. Архитектор Владимир Львович Бурыгин показал писателю эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: «Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа „Два капитана“». Авторами памятника стали молодые скульпторы — Михаил Владиленович Белов и Андрей Алексеевич Ананьев.
- 18 апреля 2002 г. в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана».
- В 2003 г. главная площадь г. Полярный Мурманской области названа площадью «Двух капитанов». Именно отсюда отправились в плавание экспедиции В. Русанова и Г. Брусилова. Кроме того, именно в Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа — Кати Татариновой и Сани Григорьева.
- В 2019 г. в московском издательстве «РОССПЭН» вышла «Энциклопедия романа „Два капитана“». Издание состоит из 26 разделов, созданных филологами, музейщиками, историками и географами из разных регионов России. Энциклопедия дает обширный научно-популярный комментарий как к самому роману, так и к событиям, в нем описываемым, к прототипам героев, к облику страны и времени, в котором издавался роман «Два капитана». Оформлена уникальными иллюстрациями из музейных, библиотечных, архивных фондов, а также частных коллекций. Приводится наиболее полный список переизданий романа, начиная с первой журнальной публикации 1938 г.
***
У каждого человека есть книга, любимая с детства, к которой возвращаешься вновь и вновь на разных этапах своей жизни. Есть книги, которые определяют судьбы целых поколений: «Овод», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия»… Для великого множества россиян настоящим «путеводителем по жизни» стала книга «Два капитана» Вениамина Каверина.
Это удивительная, пронзительная и абсолютно неустаревающая история об истинной чести, мужестве, доблести и верности, история истинного героизма и любви. Все, о чем говорит роман — вечные, абсолютно нормальные, человеческие ценности. Добро и зло, доверие и предательство, порядочность и двуличие, любовь и жажда обладать, созидание во имя высшего блага и мелочное обогащение исподтишка — едва ли эти темы когда-то перестанут быть актуальными.
Главные его герои — образцовые типажи русского человека, со всеми его отличительными ментальными чертами. Каверин доносит очень важную мысль, о которой не стоит забывать:
русский — это не происхождение, вероисповедание или место рождения. Не только. Русский — это гораздо больше. Это состояние души, это дух, это ощущение себя, принадлежность к родине, принципам, ценностям и идеалам, на которых она стоит.
И еще это роман о том, как прошлое, казалось бы, давно умершее и утратившее силу, властно вторгается в нашу жизнь, подчиняя себе настоящее, а мертвые управляют живыми. Вот только не на каждого Татаринова находится свой Григорьев…
Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, кавалер ордена Дружбы народов В. А. Каверин умер 2 мая 1989 г., похоронен на Ваганьковском кладбище.
В память о нем было названо космическое тело — астероид 2458 Veniakaverin.
***
Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, кавалер ордена Дружбы народов В. А. Каверин умер 2 мая 1989 г., похоронен на Ваганьковском кладбище.
В память о нем было названо космическое тело — астероид 2458 Veniakaverin.
ИСТОЧНИКИ
- Александрова, Н. Кто автор слов «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?.. / Н. Александрова. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/ZB8SH1FkbVzA50kT (дата обращения: 24.11.2023).
- Васянин, А. У романа Вениамина Каверина «Два капитана» теперь есть своя энциклопедия / А. Васянин. – Текст : электронный // Российская газета : интернет-портал. – URL: https://rg.ru/2019/04/14/u-romana-veniamina-kaverina-dva-kapitana-teper-est-svoia-enciklopediia.html (дата обращения: 21.11.2023).
- Вениамин Александрович Каверин. – Текст : электронный // Биограф.ру : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/veniamin-kaverin (дата обращения: 21.11.2023).
- Вениамин Каверин, «Два капитана» – бестселлер из СССР. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/X_gPNLsU1U_7f1QG (дата обращения: 21.11.2023).
- Два капитана (мини-сериал 1976). – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка (исполнительская) : электронные // Кинопоиск : [интернет-сервис]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/series/81483/?utm_referrer=dzen.ru (дата обращения: 22.11.2023).
- «Два капитана»: произведение о вечных человеческих ценностях. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/Yni0chrnhGzSNRgw (дата обращения: 21.11.2023).
- И в жизни, и в книге – каким был настоящий Саня Григорьев из «Двух капитанов». Его считали героем даже враги. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/WyJrpsaoSwCpqtdz (дата обращения: 22.11.2023).
- Историческая правда и художественный вымысел в романе В. Каверина «Два капитана». – Текст : электронный // Pandia.ru : интернет-издание. – URL: https://pandia.ru/text/77/409/47423.php (дата обращения: 22.11.2023).
- История создания романа. – Текст : электронный // Музей романа В. А. Каверина «Два капитана» (Псков) : [сайт]. – URL: http://2cap.kaverin.ru/roman-dva-kapitana/istoriya-sozdaniya (дата обращения: 21.11.2023).
- Лазарев, А. «Два капитана» – жизнь и вымысел : [публ. 2011 г.] / А. Лазарев. – Текст : электронный // Секретные материалы 20 века : [электрон. газ.]. – URL: https://www.xfile.ru/x-files/bright_world/dva_kapitana_zhizn_i_vymysel/ (дата обращения: 24.11.2023).
- Мемориал жертвам Норд-Оста на Дубровке. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/Xtoq_3XuQCnQLvB7 (дата обращения: 21.11.2023).
- Чтобы помнили. Каверин Вениамин Александрович / подгот. Т. Халина. – Текст : электронный // LiveInternet.ru : [портал]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post386046611 (дата обращения: 24.11.2023).
- Энциклопедия романа Два капитана : [коллектив. моногр.] / [Т. Н. Бородинская и др. ; отв. ред. Ю. З. Кантор]. – Москва : РОССПЭН, 2019. – 550 с. : ил., карта, табл. – Авт. указаны на 547–548-й с. текста. – Текст : непосредственный.
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой