ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

«ДВА КАПИТАНА»: К 85-ЛЕТИЮ РОМАНА В. А. КАВЕРИНА

Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер; 1902−1989) — российский и советский писатель, прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии второй степени.

Творческий псевдоним писатель выбрал, вдохновившись пушкинским гусаром-дуэлянтом Петром Кавериным, представленным в «Евгении Онегине» под своим именем.

Наиболее известное произведение Каверина — приключенческий роман «Два капитана», настоящий бестселлер для молодежи СССР. Девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» стал для автора визитной карточкой и даже смыслом жизни.

Родился будущий писатель 19 апреля 1902 г. в старинном русском городе Псков. Родители — военный капельмейстер Абель Зильбер и владелица музыкальных лавок Хана (Анна) Дессон. Веня был самым младшим ребенком в семье, где подрастало две девочки и четыре мальчика.

Каверин в детстве, в юности, в студенческие годы

Окончил Псковскую губернскую гимназию, Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики и историко-филологический факультет ЛГУ. Первый рассказ — «Хроника города Лейпцига за 18… год» — был опубликован в 1922 г., первая книга — сборник рассказов «Мастера и подмастерья» — в 1923 г. Оба произведения получили высокую оценку Максима Горького, который сказал о творчестве В. А. Каверина так: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое растение».

Первый том романа «Два капитана» автор завершил в 1938 г. Летом 1941-го шла работа над вторым томом, в котором Каверин хотел использовать реальные события из жизни знаменитого летчика С. А. Леваневского (1902−1937), пропавшего вместе с экипажем во время перелета из Москвы в США через Северный полюс. План уже был окончательно обдуман, материалы изучены, написаны первые главы. Однако начавшаяся война заставила временно прекратить работу над книгой, а впоследствии и изменить ее сюжетную линию.

Во время войны Каверин был военным корреспондентом «Известий», сначала на Ленинградском фронте, потом — на Северном флоте, писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. Именно там, на флоте, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». Второй том романа был опубликован в 1944 г., а в 1946-м был удостоен Сталинской (Государственной) премии. (Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз — в главе 8 части 10).
В 1986 г. Каверин признавался в интервью:
«Я до сих пор изумляюсь успеху „Двух капитанов“, не считая этот роман лучшим своим романом».

Но если сегодня спросить практически у любого человека: «Каверин — автор чего?», вам скажут: «Автор „Двух капитанов“», хотя из-под его пера вышли 123 книги.
Этот роман — одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы прошлого столетия. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности многие годы не оставляет равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Роман захватывает и аудиторию, весьма прохладно относящуюся к советскому культурному наследию. С 1938 г. он переиздавался более 120 раз, переведен более чем на 10 иностранных языков.

***


Сюжет «Двух капитанов» рассказывает о нелегкой судьбе немого поначалу мальчишки Сани Григорьева, начавшего свой жизненный путь в городке Энске (под этим названием в книге скрывается Псков). Вместе с лучшим другом Петькой он случайно находит в реке сумку со старыми, полуразмытыми письмами участника некой таинственной экспедиции. Пока ему просто интересно, он даже не подозревает, что эти письма не только навсегда перевернут его жизнь, но и определят судьбу во всех смыслах.
Мальчик постепенно становится юношей, потом мужчиной, этот процесс сопровождается разными личными событиями. Он теряет близких — вначале отца, потом мать; почти сразу после революции 1917-го, еще ребенком, приезжает в Москву беспризорничать и там теряет лучшего друга; попадает в школу-коммуну…

Сюжет с каждым новым витком предлагает публике все более яркие ситуации. Меняется страна, меняется жизнь вокруг, многие люди показываются не с той стороны, с которой честь, доблесть и достоинство — но хороших, порядочных и искренних по-прежнему больше, чем плохих. Вот только Сане потребуется пройти через целую жизнь и практически через смерть на войне, чтобы научиться отличать одних от других.

***


Образ Александра Григорьева — главного героя романа — создан Кавериным под впечатлением двух встреч.

Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Ефимовичем Лобашевым (1911−1971), которая произошла в санатории под Ленинградом в середине 1930-х годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашев рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать ученым. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною», — признавался автор.
Еще одним прототипом главного героя стал Самуил Яковлевич Клебанов (1910−1942), летчик, первопроходец ненецких трасс, шеф-пилот Северного управления Аэрофлота. Когда писатель Лев Успенский (1900−1978) познакомил с ним Каверина, Клебанов был уже шеф-пилотом Ленинградского гражданского флота, с начала войны — летчиком-истребителем. За первые три месяца войны он совершил 23 боевых вылета, в том числе 8 ночных. Трижды Клебанова сбивали над территорией, занятой противником, дважды он сажал горящую машину и возвращался в часть. Он и посвятил писателя в тайны летного дела в условиях Крайнего Севера.
Красной нитью через все повествование идет романтичная, страстная и отчаянная мечта главного героя отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова, восстановить его доброе имя и воздать по справедливости этому отважному путешественнику.

Капитан Иван Львович Татаринов — тоже собирательный образ. Его прототипами стали три полярных исследователя: Г. Я. Седов (1877−1914), Г. Л. Брусилов (1884−1914?) и В. А. Русанов (1875−1913). Вениамину Каверину удалось создать произведение, в котором искусно переплелись реалии гидрографических экспедиций 1912 г.

Георгий Яковлевич Седов (1877−1914), Георгий Львович Брусилов (1884−1914?) и Владимир Александрович Русанов (1875−1913)

В 1912 г. в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Брусилова и на боте «Геркулес» (руководитель Русанов). Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только «Св. Фока».
«Для моего „старшего капитана“ я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели — все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого — фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей „Св. Марии“ совершенно точно повторяет дрейф брусиловской „Св. Анны“. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана „Св. Анны“, Альбанова [1882−1919] — одного из двух, оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции», — писал Каверин.
Долгие же поиски пропавшей экспедиции — указание на исчезнувшего без следа Русанова. [Только в 1934 г. на одном из островов в архипелаге Мона и на островке в шхерах Минина, у западного берега Таймыра, студент астрономо-геодезического факультета Сибстрина М. И. Цыганюк (1907−1987) случайно обнаружил столб с надписью «Геркулес, 1913», вещи, документы и остатки лагеря участников экспедиции, выполнил топографическую съемку ранее неизвестного острова и описал его. Позднее этот остров был назван именем Цыганюка.]

***


Последние фразы произведения — надгробная надпись на могильном камне: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 г. Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В романе немало запоминающихся цитат: «Если быть — так быть лучшим»; «Жизнь продолжается. За горем приходит радость, за разлукой — свидание»; «Сказки, в которые мы верим, еще живут на земле». Звенящий, как металл, девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» программирует главного героя, становится камертоном всей его жизни, его жажде познания нового, открытия и постижения окружающего мира.
Роман завершается фразой, которая проходит через все повествование о человеческом мужестве, верности долгу и памяти, подлости и предательстве — словом, через все «сказание о двух капитанах». И даже не о двух, а о многих русских капитанах, посвятивших свою жизнь исследованию Севера.

На побережье Антарктиды, там, где сейчас находится американская полярная станция «Мак-Мердо», на вершине наблюдательного холма поднимается трехметровый крест, сделанный из эвкалипта. На нем написаны имена и должности членов погибшей экспедиции бесстрашного путешественника и исследователя Южного полюса, капитана Роберта Скотта (1868−1912), а еще ниже — две строчки — заключительные слова из стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона (1809−1892): «To strive, to seek, to find and not to yield», что по-русски означает: «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (стихотворение написано в 1833 г., впервые опубликовано в 1842 г.).
«Улисс» — это своеобразный пересказ отрывка из «Одиссеи» Гомера о последнем странствии Одиссея-Улисса, поэтический рассказ о человеческой одержимости, страсти к познанию, преодолевающей все препятствия на своем пути. Одиссей — это один из культовых героев в литературе. Его путешествие — преобразование человека в процессе пути.

В 2012 г. слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» были выбраны девизом Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне. Также фраза использовалась в эпиграфах к роману «Корабль его величества „Улисс“» («Крейсер „Улисс“»; 1955) А. Маклина (1922−1987). В кинематографе она была использована в таких фильмах, как «007: Координаты „Скайфолл“» (2012), «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Одна неделя» (2008).

***


Изначально жанр книги был определен как повесть. С августа 1938 г. ее печатал детский журнал «Костер», а с января 1939 г. — «Литературный современник». В обоих журналах публикация завершилась в марте 1940 г.

Первый вариант романа являлся полностью законченным произведением, и уже в 1940 г. читатели знали, чем завершится история Сани Григорьева. Экспедиция капитана Татаринова найдена в 1936 г. (а не в 1942-м), доклад в Географическом обществе прочитан в 1937 г. (а не в 1944-м). Читатель расставался с героями в Энске в 1939 г. (дату можно определить по упоминанию о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке). Читая сегодня журнальный вариант романа, мы попадаем в альтернативный мир, в котором не было войны.

Роман моментально приобрел такую так популярность, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов — настолько они верили в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей. Читатели писали автору трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. Каверин начал работу над продолжением…
Поздней осенью 1941 г., когда Ленинград находился в кольце вражеской блокады, радиокомитет города обратился к писателю с просьбой выступить с обращением к комсомольцам Балтики от имени… Сани Григорьева. По городскому радио тогда читали главы из «Двух капитанов».

Каверин возразил: «Это же литературный персонаж, которого нет на самом деле!». Ему ответили: «Ну так что же? Это ничему не мешает. Пишите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонном справочнике».
И Каверин согласился. Он написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики, которое передали по радио. В нем рассказал о боевых буднях своего персонажа и призвал бороться с врагом. В ответ на имя Григорьева посыпались письма, дышавшие уверенностью в победе, — настолько искренне читатели верили в реальное существование полюбившегося им летчика.

Работая на Северном флоте, бывая в Полярном, Ваеньге, Мурманске военкор «Известий» Каверин собирал материал, обдумывал и работал над новыми главами «Двух капитанов». Он отчетливо понимал, что роман будет неполным, если не расскажет о том, как его герои вместе со страной прошли тяжелые испытания и победили в войне. Многие события военной жизни, очевидцем которых он был, нашли отражение в романе. В конец второй книги он перенес и благополучный финал первой части.

В январе — декабре 1944 г. журнал «Октябрь» напечатал вторую книгу.

***


Первое самостоятельное (и как мы теперь знаем, неоконченное) издание вышло в 1940 г. в Детиздате с художественным оформлением Ю. Сырнева и фронтисписом работы В. Конашевича. Первое полное издание — в 1945 г. в оформлении художников Б. Дехтерева и В. Ладягина.

Роман «Два капитана» украшали работы и уже заслуженных, известных мастеров, и тех, кто делал первые шаги на этом поприще. Вот имена только части из них:

Заслуженные художники России Иван Иванович Храповицкий (Харкевич; 1913−2007) и Виктор Глебович Бритвин (р. 1955); заслуженный деятель искусств РСФСР Федор Петрович Глебов (1914−1980); художники Владимир Иванович Ладягин (1910−1998), Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич) Ец (1907−1941), Борис Исаакович Шейнес (р. 1935), Владимир Михайлович Конашевич (1888−1963), Юрий Аркадьевич Сырнев (1905−1943), Вячеслав Борисович Остапенко (р. 1956), Юрий Соломонович Гершкович (1938−2013), Петр Сергеевич Любаев (р. 1986).
«Я постарался прожить жизнь Сани в своих иллюстрациях», — сказал в одном из интервью художник Петр Любаев. Эти слова очень точно выражают отношение всех художников-иллюстраторов к своей работе. Каждая картинка должна отображать сюжет книги, дополняя общий смысл произведения.

***


Роман Вениамина Каверина по праву считается одним из культовых произведений советской приключенческой литературы. Книгу читали, перечитывали, писали письма главным героям. «Два капитана» стали событием в мире литературы того времени. И это событие нашло отражение в других видах искусства.

  • По мотивам романа сняты два фильма (1955, 1976). Автор участвовал в написании обоих сценариев.

1955

1976

  • Сценические версии романа «Два капитана» были популярными в репертуаре театров СССР.

Спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола был поставлен в 1948 г. Каверин являлся соавтором пьесы, адаптировав для постановки текст книги. Это была самая первая театральная версия.

В том же 1948 г. в Москве в Центральном детском театре (ЦДТ) состоялась премьера спектакля «Два капитана». Режиссер спектакля — В. С. Колесаев (1903−1966). Спектакль запомнился театралам столицы одним из двух исполнителей роли Сани Григорьева — им был Олег Николаевич Ефремов (1927−2000).

В 1949 г. состоялись премьеры спектаклей в Театре юного зрителя Латвии и Саратовском ТЮЗе, а в 1953 г. в Ульяновском областном драматическом театре и ТЮЗе г. Каунаса. Годом позже в Петрозаводске в репертуаре Карело-Финской филармонии появилась новая литературная композиция по роману В. А. Каверина. Ее автором и режиссером стал И. С. Ольшвангер (1923−1979).

Обращались к роману и любительские коллективы. Так, в 1960 г. самодеятельные артисты драматического театра-студии Дворца культуры имени С. М. Кирова в Ленинграде представили зрителям свою версию популярного произведения.

В 1965 г. в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки состоялась премьера оперы Григория Михайловича Шантыря (1923−1987) «Два капитана» по мотивам романа.

  • В архиве Гостелерадиофонда сохранился радиоспектакль-аудиосказка 1955 г. в двух частях.

  • Аудиоспектакль, созданный в 2013 г., звучит 9 часов 55 минут.

  • Особо следует остановиться на судьбе мюзикла «Норд-Ост» (авторы либретто и музыки, постановщики и продюсеры Алексей Иващенко и Георгий Васильев — творческий дуэт, среди поклонников известный как «Иваси»). Мюзикл состоял из 2 действий и 39 эпизодов. Впервые в России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр (ДК ГПЗ-1, Москва, ул. Мельникова, 7). Масштабные декорации были вбетонированы в фундамент здания, что делало его театром одного спектакля.

14 месяцев продолжался отбор актеров в основную труппу. В конкурсе на право войти в труппу «Норд-Оста» участвовало 1 029 человек. В итоге 39 девочек и мальчиков были приняты (самому старшему — 13 лет). В трехчасовом мюзикле принимало участие 180 персонажей, а в состав оркестра входило 32 музыканта.

Премьера первого российского мюзикла состоялась 19 октября 2001 г. и стала событием в мире искусства. Спектакль имел огромный успех, за первый свой сезон «Норд-Ост» был показан более 320-ти раз. Казалось, ему, как и книге, обеспечена «долгая жизнь». Но…

23 октября 2002 г. группа вооруженных чеченских боевиков захватила и удерживала заложников из числа работников, зрителей и актерского состава мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра. Операция по их освобождению была проведена только через три дня — 26 октября 2002 г. При захвате театра погибли двое артистов из детской труппы, восемь музыкантов оркестра — всего более двадцати человек. Погиб и сам спектакль…

Восстановленная версия «Норд-Оста» прошла в том же здании в феврале 2003 г. Но финансовые трудности не позволили восстановленному спектаклю существовать долго, и в мае того же года он был закрыт.
23 октября 2003 г. в первую годовщину захвата заложников около здания театрального комплекса на Дубровке появился памятный гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и семиметровая стела из белого гранита, увенчанная тремя бронзовыми журавлями. Скульптура, изображающая трех журавлей, создана еще до трагедии и должна была символизировать сам мюзикл. После происшедшей трагедии московские власти решили, что монумент отвечает идее памяти о жертвах терроризма.

***


  • 22 июля 1995 года в г. Пскове состоялось торжественное открытие памятника героям романа В. А. Каверина «Два капитана». Идея его создания в родном городе писателя возникла в 1984 г. у тогдашнего директора Псковской областной детской библиотеки Аллы Алексеевны Михеевой (директор в 1981—1999 гг.).
В 1986 г. Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы № 1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Тогда, во время посещения Псковской областной детской библиотеки, состоялась встреча писателя с автором проекта будущего памятника. Архитектор Владимир Львович Бурыгин показал писателю эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: «Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа „Два капитана“». Авторами памятника стали молодые скульпторы — Михаил Владиленович Белов и Андрей Алексеевич Ананьев.

  • 18 апреля 2002 г. в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана».

  • В 2003 г. главная площадь г. Полярный Мурманской области названа площадью «Двух капитанов». Именно отсюда отправились в плавание экспедиции В. Русанова и Г. Брусилова. Кроме того, именно в Полярном состоялась финальная встреча главных героев романа — Кати Татариновой и Сани Григорьева.
  • В 2019 г. в московском издательстве «РОССПЭН» вышла «Энциклопедия романа „Два капитана“». Издание состоит из 26 разделов, созданных филологами, музейщиками, историками и географами из разных регионов России. Энциклопедия дает обширный научно-популярный комментарий как к самому роману, так и к событиям, в нем описываемым, к прототипам героев, к облику страны и времени, в котором издавался роман «Два капитана». Оформлена уникальными иллюстрациями из музейных, библиотечных, архивных фондов, а также частных коллекций. Приводится наиболее полный список переизданий романа, начиная с первой журнальной публикации 1938 г.

***


У каждого человека есть книга, любимая с детства, к которой возвращаешься вновь и вновь на разных этапах своей жизни. Есть книги, которые определяют судьбы целых поколений: «Овод», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия»… Для великого множества россиян настоящим «путеводителем по жизни» стала книга «Два капитана» Вениамина Каверина.

Это удивительная, пронзительная и абсолютно неустаревающая история об истинной чести, мужестве, доблести и верности, история истинного героизма и любви. Все, о чем говорит роман — вечные, абсолютно нормальные, человеческие ценности. Добро и зло, доверие и предательство, порядочность и двуличие, любовь и жажда обладать, созидание во имя высшего блага и мелочное обогащение исподтишка — едва ли эти темы когда-то перестанут быть актуальными.

Главные его герои — образцовые типажи русского человека, со всеми его отличительными ментальными чертами. Каверин доносит очень важную мысль, о которой не стоит забывать:
русский — это не происхождение, вероисповедание или место рождения. Не только. Русский — это гораздо больше. Это состояние души, это дух, это ощущение себя, принадлежность к родине, принципам, ценностям и идеалам, на которых она стоит.
И еще это роман о том, как прошлое, казалось бы, давно умершее и утратившее силу, властно вторгается в нашу жизнь, подчиняя себе настоящее, а мертвые управляют живыми. Вот только не на каждого Татаринова находится свой Григорьев…

***


Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, кавалер ордена Дружбы народов В. А. Каверин умер 2 мая 1989 г., похоронен на Ваганьковском кладбище.

В память о нем было названо космическое тело — астероид 2458 Veniakaverin.

ИСТОЧНИКИ

  1. Александрова, Н. Кто автор слов «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?.. / Н. Александрова. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/ZB8SH1FkbVzA50kT (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Васянин, А. У романа Вениамина Каверина «Два капитана» теперь есть своя энциклопедия / А. Васянин. – Текст : электронный // Российская газета : интернет-портал. – URL: https://rg.ru/2019/04/14/u-romana-veniamina-kaverina-dva-kapitana-teper-est-svoia-enciklopediia.html (дата обращения: 21.11.2023).
  3. Вениамин Александрович Каверин. – Текст : электронный // Биограф.ру : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/veniamin-kaverin (дата обращения: 21.11.2023).
  4. Вениамин Каверин, «Два капитана» – бестселлер из СССР. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/X_gPNLsU1U_7f1QG (дата обращения: 21.11.2023).
  5. Два капитана (мини-сериал 1976). – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка (исполнительская) : электронные // Кинопоиск : [интернет-сервис]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/series/81483/?utm_referrer=dzen.ru (дата обращения: 22.11.2023).
  6. «Два капитана»: произведение о вечных человеческих ценностях. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/Yni0chrnhGzSNRgw (дата обращения: 21.11.2023).
  7. И в жизни, и в книге – каким был настоящий Саня Григорьев из «Двух капитанов». Его считали героем даже враги. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/WyJrpsaoSwCpqtdz (дата обращения: 22.11.2023).
  8. Историческая правда и художественный вымысел в романе В. Каверина «Два капитана». – Текст : электронный // Pandia.ru : интернет-издание. – URL: https://pandia.ru/text/77/409/47423.php (дата обращения: 22.11.2023).
  9. История создания романа. – Текст : электронный // Музей романа В. А. Каверина «Два капитана» (Псков) : [сайт]. – URL: http://2cap.kaverin.ru/roman-dva-kapitana/istoriya-sozdaniya (дата обращения: 21.11.2023).
  10. Лазарев, А. «Два капитана» – жизнь и вымысел : [публ. 2011 г.] / А. Лазарев. – Текст : электронный // Секретные материалы 20 века : [электрон. газ.]. – URL: https://www.xfile.ru/x-files/bright_world/dva_kapitana_zhizn_i_vymysel/ (дата обращения: 24.11.2023).
  11. Мемориал жертвам Норд-Оста на Дубровке. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/Xtoq_3XuQCnQLvB7 (дата обращения: 21.11.2023).
  12. Чтобы помнили. Каверин Вениамин Александрович / подгот. Т. Халина. – Текст : электронный // LiveInternet.ru : [портал]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post386046611 (дата обращения: 24.11.2023).
  13. Энциклопедия романа Два капитана : [коллектив. моногр.] / [Т. Н. Бородинская и др. ; отв. ред. Ю. З. Кантор]. – Москва : РОССПЭН, 2019. – 550 с. : ил., карта, табл. – Авт. указаны на 547–548-й с. текста. – Текст : непосредственный.
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Статьи
Made on
Tilda