В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях.
Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.
Происхождение странного слова
Лингвисты до сегодняшнего дня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства.
Слово «чалдон» многим кажется чужеземным. Хотя на самом деле, это слово что ни на есть самое русское.
«Коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Может, поэтому нам до сих пор трудно воспринимать это слово.
Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:
- чалдон – сокращение от словосочетания «человек с Дона»;
- чалдоны – это люди, прибывшие с Дона на челнах (лодках);
- чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводились как «дон»;
- чалдон – это переселенец в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном.
В некоторых источниках говорится, что чалдон – это коренной житель Сибири. Другие же источники утверждают, что чалдон (употребляется также вариант «челдон») – название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков.
Существует также гипотеза, согласно которой обозначение «чалдон» произошло от переселенцев с европейской части, с юга России. В основном, это были казаки.
Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.
Слово «чалдон» было впервые пояснено в 1866 году в словаре В. И. Даля (бродяга, беглый, варнак, каторжник) с указанием на заимствование из монгольского языка.
Быт и образ жизни чалдонов
Русские люди, которых называли чалдонами, осели в Сибири. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка «Чалдон шапки не ломает». Это означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.
Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10–15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году.
Внешне чалдоны – европеоиды со светлыми глазами, однако, в их лицах наблюдаются признаки монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».
Первые сибирские чалдоны, осваивая бескрайние просторы суровой Сибири, противостояли непростому климату, жили в условиях постоянной угрозы со стороны кочевых народов. Все это закаляло их характер и нравы, сделав их более независимыми, предприимчивыми, осторожными и суровыми.
Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками.
В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов, облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.
Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы, и строить основательные дома смысла не было. Поначалу чалдоны, в отличие от земледельцев-самоходов, были преимущественно охотниками, рыболовами и промысловиками.
Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой считалось позором.
Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.
В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели они вместе только по праздникам. Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит – чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.
Чалдоны в литературе и искусстве
В советское время слово встречается в произведениях самых разных авторов, в том числе и далеких от Сибири. Персонажи по прозвищу Чалдон есть в повестях «Сын полка» В. Катаева, «Черная свеча» В. Высоцкого и Л. Мончинского. Упоминают чалдонов, то есть коренных сибиряков, такие авторы как В. Астафьев и В. Шукшин, хотя и довольно редко.
В сибирской литературе известны также романы с одинаковым названием «Чалдоны»: А. Черноусова, опубликованный в Новосибирске в 1980 г., А. Русанова, напечатанный в Чите в 2002 г., А. Горбунова, вышедшего в 2019 г. в серии «Сибириада».
Кроме того, известна картина «Чалдон» сибирского художника Николая Андреева, написанная в 1923 г. Сейчас она хранится в Художественном музее Новосибирска. С 1989 года существует Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны». Сорт одного из первых сибирских ранетов, выведенных советскими селекционерами, был назван «Желтый челдон».
Послесловие…
Между тем, этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных чалдонов.
В сибирских селах настоящих чалдонов живет очень мало и это, в основном, люди преклонного возраста.
Однако, несмотря на все это, чалдоны не перестали быть русскими, сохранили свое вероисповедание, отношение к самым главным в жизни вещам.
Считается, что именно из-за своего упрямого характера и язычества чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.
Так кто же такой чалдон? Чалдон – это русский первопроходец, первооткрыватель, проложивший дорогу в Сибирь для всего остального русского народа!
ИСТОЧНИКИ
- Бережнова, М. Л. Boт повести минувших лет, или Откуда пошли челдоны в земле сибирской : [публ. 2008 г.] / М. Л. Бережнова. – Текст : электронный // Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского : [сайт]. – URL: http://ethnography.omsu.ru/page.php?id=1077 (дата обращения: 04.07.2022).
- Гумелёв, В. Ю. Чалдоны – русские аборигены Западной Сибири / В. Ю. Гумелёв, В. В. Елистратов, Д. А. Филиппов. – Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации : [электрон. науч.-практ. журн.]. – 2018. – № 6. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86863 (дата обращения: 04.07.2022).
- Тайна сибирских чалдонов. Чем они отличаются от остальных русских : [публ. 23.05.2020 г.]. – Текст : электронный // Сибирский интернет-вестник : [сайт]. – URL: https://sibirselo.ru/istoriya/istoriya-sibiri/tayna-sibirskikh-chaldonov-chem-oni-otli/ (дата обращения 04.07.2022).
- Трусов, С. В. Terra incognita – Русь. 11. Общий взгляд на историю сибирских чалдонов, потомков вятычей и самаров (сарматов) с Приднепровья / С. В. Трусов. – Текст : электронный // Этногенез народов : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20171228142726/ (дата обращения 04.07.2022).
- Трусов, С. В. Terra incognita – Русь. 11. Первые русские насельники Сибири. Ч. 1. О самарах и чалдонах, пришедших в Сибирь задолго до Ермака / С. В. Трусов. – Текст : электронный // Этногенез народов : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20171223082116/ (дата обращения 04.07.2022).
Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3 «Чалдон» картина сибирского художника Николая Андреева, Рис. 4, Рис. 5 Традиционное жилье чалдонов – изба-связь, Рис. 6 А. Черноусов «Чалдоны»,1980, Рис. 7 Русанов А. П. «Чалдоны», 2002, Рис. 8 Чалдоны из села Окунево Омской области, 1994 год.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
► Часть 1 ► Часть 2 ► Часть 3 ► Часть 4
► Часть 5 ► Часть 6 ► Часть 7 ► Часть 8