Новости библиотеки им. П. П. Бажова

ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО | информационный проект | Круг 4-й, общественный

► «ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО» 
Круг 1-й | Круг 2-й | Круг 3-й | Круг 4-й | Круг 5-й |
Несмотря на всю разнообразную и плодовитую литературную деятельность, Островский не выходил из нужды. Наверное, поэтому именно он стал одним из организаторов «Литературного фонда», созданного в 1859 г. в Санкт-Петербурге для помощи нуждающимся литераторам и ученым (официальное название «Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым»).
  • Идея создания в России подобной организации была впервые высказана писателем А. В. Дружининым (1824−1864) в журнале «Библиотека для чтения» и нашла отклик у творческой общественности. Среди организаторов Литературного фонда были: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др. Литфонд оказался одной из редких общественных организаций России, уцелевших во всех исторических перипетиях. Хотя с годами он трансформировался, а в 1922—1933 гг. и вовсе бездействовал, до сих пор Фонд существует практически в том главном качестве, в каком и был создан без малого сто пятьдесят лет тому назад, — организации, материально помогающей писателям.
Влияние Островского на театральную жизнь Москвы было огромно. К его мнению прислушивалась большая часть театральной общественности. А его самого резко возмущал взгляд на искусство как на забаву или как на легкое ремесло. Причина заключалась, по его мнению, в недостаточном художественном и литературном развитии самих сценических деятелей, их легкомысленном отношении к театральному искусству. Актер — художник, а всякий художник должен основательно изучить технику своего искусства: «Мало знать, помнить и воображать — надобно уметь».

  • «При неумелых исполнителях сцены не имеют ни смысла, ни значения; это не храмы, даже не балаганы для забавы, — потому что в них ничего забавного нет, кроме претензии и смелости людей, берущихся не за свое дело. Это просто большие залы, устроенные для пустой и бессмысленной траты времени как зрителями, так и исполнителями. Они не только не способствуют развитию драматического искусства, — они мешают ему, понижают вкус публики и понижают так последовательно, так решительно, что становится страшно за будущность русской сцены».

Островский желал предотвратить это бедствие. В 1865 г. вместе с пианистом Н. Г. Рубинштейном (1835−1881) и писателем В. Ф. Одоевским он создал в Москве «Артистический кружок» — общественную организацию для деятелей искусства. Целью Артистического кружка было распространение в публике «правильных понятий обо всех отраслях изящных искусств», развитие ее художественного вкуса. Сцене кружка предстояло заменить театральную школу. Стараниями Островского цель эта осуществилась, кружок дал московской сцене многих талантливых артистов, и на его подмостках впервые перед московской публикой появлялись уже готовые блестящие исполнители: П. М. Садовский, П. А. Стрепетова (1850−1903) и другие.
Члены кружка устраивали публичные концерты, литературные и музыкально-танцевальные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр — первый частный театр в Москве, в спектаклях которого наряду с профессиональными выступали начинающие артисты и просто любители, и сам Островский принимал участие. В Кружке прошли чтения его пьес «Воевода (Сон на Волге)» (комедия в стихах; 1864) и «На бойком месте» (1865). В 1867 г. Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора В. Кашперова (1826−1894), одного из членов кружка.

  • Беллетрист С. В. Максимов (1831−1901) писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе... эта возможность сближения составляет немалую заслугу».
В доме А. Н. Островского собирался цвет культурной элиты: И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, П. М. Садовский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Н. Ермолова, П. И. Чайковский, Д. В. Григорович, А. Ф. Писемский, И. Е. Турчанинов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Н. Федотова, Л. П. Косицкая-Никулина.

Вскоре после основания артистического кружка Островский задумал осуществить еще более значительную практическую мысль, давно ставшую насущной. Личные опыты самого драматурга как нельзя настойчивее внушали ему план нового учреждения.

  • «С лишком тридцать лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уже давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2 миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т. е. без хлеба, с огромной семьей...»

До какой степени пьесы эти были популярны, показывает цифра представлений: за девятнадцать лет (с 1853 г. по 1872 г.) пьесы Островского только на казенных сценах прошли 766 раз! Дирекция императорских театров получила за это время со спектаклей Островского около двух миллионов дохода. А знаменитый, неутомимо трудолюбивый Островский никак не мог выбиться из тисков нужды. Театры обогащались благодаря его пьесам, а он сам приходил в отчаяние... Во что бы то ни стало следовало обеспечить труд драматического писателя!

Островский решился заняться этим давно наболевшим вопросом. Сначала в Москве возникло «Собрание драматических писателей». Островский был его вдохновителем и руководителем. Но на первых порах больших результатов не было: антрепренеры (продюсеры, импресарио) упорно не желали платить авторам за предоставления пьес, возникло множество судебных процессов. Все благие цели Собрания, вероятно, могли и не осуществиться, если бы на помощь не пришла судебная власть и правительство.

«Собрание драматических писателей» было признано законом и превратилось в официальное учреждение, называемое «Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов». Островского единогласно избрали председателем, и он неизменно им оставался с 21 октября 1874 г. до самой смерти.
Островский желал сделать только что созданное Общество орудием нравственного и художественного воспитания русских деятелей драмы и оперы, приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение. Общество помогало литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. Островский возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров.

Наконец, Островский предполагал образовать при Обществе капитал для выдачи постоянных и временных премий за лучшие драматические произведения и для конкурсов на соискание премий за сочинения по сценическому искусству, — причем темы предоставлялось предлагать Обществу.

В 1881 г. Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра».

  • Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов... сознание, что я работаю для общего дела, не дозволяло мне жалеть себя».

Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий». Лишь в 1886 г., уже получая от государя пожизненную пенсию в 3 000 рублей, он был назначен на должность заведующего репертуарной частью московских театров, Малого и Большого, и руководителя театральной школы: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами.

  • «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно, — общенародным в самом широком смысле писателем», — писал Островскому Лев Толстой (1886, 22 мая).

Островский был по-настоящему счастлив, артисты ликовали... Но физических сил уже не оставалось. К этому времени Островский давно уже страдал от приступов стенокардии (которую тогда называли «грудной жабой»). Он горько отмечал:

  • «...дали белке за ее верную службу целый воз орехов, да только тогда, когда у нее уж зубов не стало... Это положение глубоко трагическое».

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя, и не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора, усиленная работа быстро истощила организм.

Поработать на новых должностях он успел совсем недолго, до конца сезона, с декабря 1885-го по май 1886-го, когда — уже совсем больной — уехал в свое любимое Щелыково, где и умер 2 июня от разрыва сердца.
Фотографии взяты из открытых источников:
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1219682/pub_5fc145edb545e63488259e16_5fc147f563d5740415ec45a7/scale_1200
► Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
2023-04-01 14:00 Инфо-проекты