Новости библиотеки им. П. П. Бажова

ЮЖАНКА, ФЕМИНИСТКА, КРАСАВИЦА… ИЛИ «ЗАВТРА – ДРУГОЙ ДЕНЬ»

Маргарет Митчелл — талантливая американская писательница, автор легендарного романа «Унесённые ветром» и яркая страница в истории мировой литературы.

Маргарет Митчелл родилась 8 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, которая и стала впоследствии местом действия её бессмертного романа. С самого рождения она получила особый подарок судьбы — родителей.

Её отец был известным американским юристом, и семья благодаря ему была частью высшего общества. Он имел отличное образование, был председателем городского исторического общества и в молодости мечтал стать писателем. Именно его рассказы и вдохновенно сочинённые истории стали активно развивать воображение дочери. Детей он воспитывал в уважении к предкам и прошлому, часто рассказывая о событиях Гражданской войны.

Мать девочки старалась не просто воспитать маленькую леди, но подавала пример незаурядного мышления и образа жизни. Она хоть и числилась официально в домохозяйках, примыкала к движению суфражисток — женщин, боровшихся за свои избирательные права. Для того времени такая социальная активность женщины была редкостью. Мария Изабелла прививала дочери хороший вкус и наставляла на верный путь.

Маргарет с матерью и старшим братом


Маргарет было года три, когда её пышное платье загорелось от железной решётки, ограждавшей печь, и с тех пор девочка до определённого возраста носила только брюки. А брат Александр Стефенс стал уверять, что для игр с ним она должна стать мальчиком Джимми, и будущая писательница до 14 лет была самым настоящим сорванцом, разделяя со старшим братом все мальчишеские игры и проказы.
Маргарет нравился кинематограф, приключенческие романы, езда верхом и лазание по деревьям, но при этом, благодаря наставлениям матери, она отлично ориентировалась в утончённом этикете и бальных нюансах.

С детства она писала, сначала рассказы о животных, после перешла к сказкам и приключениям. Самостоятельно делала обложки, собирала разрозненные листы в книги, дополняла их собственными иллюстрациями, а в 11-летнем возрасте даже дала название своему «издательству» — Urchin Publishing Co. Мама собирала все книги с творениями дочери и хранила их в больших коробках, которых к моменту отъезда Маргарет в колледж собралось несколько штук. После получения среднего образования Митчелл год отучилась в престижном Массачусетском колледже.
Там она прониклась идеями основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Возможно, что она стала бы одной из его учениц и последовательниц, если бы не трагическое событие: в 1919 году во время пандемии испанского гриппа умерла её мать. А незадолго до этого в Европе погиб Генри, жених Маргарет.

Этот роман был очень коротким: Маргарет познакомилась с Генри в июне 1918 года, а 17 июля он отбыл на фронт Первой мировой войны. Накануне своего отъезда во Францию лейтенант преподнёс возлюбленной обручальное кольцо, которое она приняла. 14 сентября того же года, в день зачисления Митчелл в Смитский колледж в штате Массачусетс, Генри был смертельно ранен, а 17 октября 1918 года скончался. Сама Маргарет Митчелл хранила воспоминания о своей первой любви на протяжении всей жизни и писала, что в этих чувствах не было и следа физической страсти.

Колледж Маргарет так и не окончила. После смерти матери, 19-летняя студентка бросила учёбу, чтобы взять на себя ведение хозяйства и заботы об отце. Она стала одной из самых популярных девушек Атланты, дебютировав в обществе зимой 1920 года. Маргарет выросла настоящей красавицей, брюки давно сменили девичьи наряды, и у девушки была целая армия поклонников.

Жители Атланты вспоминали: её возвращение в родной город произвело настоящий фурор среди мужской части населения. Первое появление Маргарет в свете было скандальным: на благотворительном балу дебютанток она исполнила танец с элементами эротики, включавший в себя поцелуй с мужчиной. Впрочем, это ничуть не помешало успеху Митчелл. Она в то время, по её собственным словам, «была отчаянной кокеткой». Маргарет оказалась помолвлена с пятью мужчинами, но утверждала, будто никого из них не вводила в заблуждение.

Девушка была слишком молода и энергична, чтобы погрузиться в уныние. Она выбрала себе дело по душе, став репортером «Атланта Джорнал». Лёгкое и острое перо Маргарет быстро сделало её одним из ведущих журналистов издания.
В Маргарет сочетались страсть к кокетству и спортивным развлечениям, незаурядные способности к учёбе и интерес к знаниям, жажда самостоятельности и… желание создать хорошую, но вполне патриархальную семью.
Вот как позже вспоминала о Митчелл одна из её подруг: «Трудно описать Пегги (детское прозвище Маргарет) пером, передать её веселость, её интерес к людям и основательное знание их натуры, широту её интересов и круга чтения, её преданность друзьям, а также живость и обаяние её речи. Многие южане — прирожденные рассказчики, но Пегги рассказывала свои истории так забавно и искусно, что люди в переполненной комнате могли, замерев, слушать её весь вечер».
По слухам, образованная и элегантная красотка получила от кавалеров чуть ли не четыре десятка предложений руки и сердца! Но, как часто бывает в подобных ситуациях, избранником стал далеко не самый лучший. В 1922 году она встретила его — мужчину, который казался идеальным южным джентльменом. Он был ироничен и обаятелен, презирал власть денег и не страшился никакой опасности, умел ухаживать и горой стоял за традиционные ценности юга. С точки зрения этих ценностей, о чём Митчелл никогда не задумывалась, полное господство мужа над женой подразумевало, что у него есть право распоряжаться её деньгами, её телом и, если захочется, её жизнью, а искать помощи, если муж тебя избил, означало для жены выносить мусор из дома и размахивать грязным бельём. Если муж вёл себя «неправильно», жена должна была побеждать его кротостью и женственностью. Но вот беда, такая победа была возможна только если мужчина хотел быть побеждённым.

Мисс Митчелл не устояла перед чарами Беррьена Апшоу — высокого, бравого красавца, но вся Атланта знала его под прозвищем «Ред». Он, как и герой её романа Батлер, был контрабандистом (бутлегером — перевозчиком спиртного, которое тогда было запрещено). Семейная жизнь виделась Маргарет в виде череды развлечений: вечеринок, приёмов, поездок на лошадях. Оба супруга с детства обожали конный спорт (этой страстью писательница наделила и Скарлетт).

Свадьба М. Митчелл и Б. Апшоу


Муж оказался человеком жестокого, буйного нрава. Чуть что — хватался за пистолет. Несчастной девушке пришлось почувствовать на себе тяжесть его кулаков. Разлад в семье начался, когда Маргарет застала Реда с горничной за весьма недвусмысленным занятием. Она стала настаивать на разводе, но Ред, как всякий ревнитель традиционных ценностей, был против развода и зверски избил жену за попытку уйти. Маргарет было не так просто сломать. Она обзавелась пистолетом, который брала с собой даже в постель, и «бесстыже» явилась в суд со всеми синяками на лице. Маргарет страдала от физического и эмоционального насилия, а супруг категорически отказывался давать развод.

Согласие было получено лишь после того, как Джон Марш, свидетель со стороны жениха на их свадьбе, давно и безнадежно влюбленный в Маргарет, выдал Апшоу весьма приличную сумму наличными, а Маргарет пообещала не выдвигать против него обвинения в нападении. С тех пор на протяжении ещё двух лет Митчелл постоянно носила с собой заряженный пистолет, который ночью клала под подушку. Развод ей, конечно, дали, но скандал был на всю Атланту. За унизительной процедурой развода с замиранием сердца наблюдали все городские кумушки. Но и через такое испытание Митчелл прошла с гордо поднятой головой. Официально развод был оформлен 16 октября 1924 года. 13 января 1949 года Беррьен Киннард Апшоу разбился насмерть, упав со второго этажа барака в Галвестоне, штат Техас.

Джон Марш ни на день не оставлял Маргарет без своего внимания. И 4 июля 1925 года 25-летняя Маргарет Митчелл и 29-летний Джон Марш обвенчались.
Они были по-настоящему счастливы. Джон Марш во всём поддерживал свою супругу, окружал её вниманием и заботой, восхищался её статьями и репортажами, написанными для Atlanta Journal. Маргарет в 1926 году стала вести колонку для воскресного журнала Elizabeth Bennet’s Gossip. А потом уволилась из журнала. Почему? Одни говорят, что из-за травмы, полученной при падении с лошади. Другие утверждают о решении Маргарет посвятить себя семье.
Во всяком случае, она как-то заявила: «Замужняя женщина должна быть прежде всего женой. Я — миссис Джон Р. Марш».
А муж носил для неё охапки книг из библиотеки, чтобы отвлечь любимую жену от грустных мыслей. Позже Джон Марш предложил супруге самой написать роман вместо того, чтобы тратить время на тысячи чужих произведений. И даже раздобыл для неё портативную пишущую машинку.

При поддержке Джона Маргарет решает написать о том, что с детства узнавала от отца — о событиях войны между северными и южными регионами. Супруг достаёт литературу, которая может помочь лучше вникнуть в события того времени, всячески помогает ей в работе (Джон служил редактором). Каждый день после рабочей смены он внимательно читает написанные Маргарет новые листки романа, вносит предложения и правки.
С первыми главами «Унесённых ветром» она знакомила только мужа. Именно он с первых дней стал её лучшим другом, критиком и советчиком. Десять лет Маргарет кусочек за кусочком писала огромный роман, который называла «Завтра — другой день». Роман был готов к концу 1920-х годов, но Маргарет боялась его обнародовать. Папки с бумагами пылились в кладовке нового большого дома Маршей. Уже законченный роман два года «пролежал в столе».

Дом Маршей стал центром интеллектуальной жизни городка — чем-то вроде литературного салона. На огонёк как-то заглянул и один из редакторов издательства «Макмиллан». Маргарет долго не могла решиться. Но всё же отдала редактору рукопись. Отдала — и тут же в панике прислала телеграмму с просьбой вернуть назад. К счастью, агент уже начал читать и понял, что держит в руках будущий бестселлер. Полгода ушло на доработку романа. Окончательное имя героини — Скарлетт — автор придумала прямо в редакции. Название Митчелл взяла из стихотворения поэта Доусона. «Не могу понять, как они собираются распродать хоть что-то», — недоумевала она в разговоре с мужем, когда издательство предложило ей контракт. «Не волнуйся: у нас с тобой столько родственников, что мы продадим минимум 5 тысяч экземпляров в одной только Джорджии», — отвечал тот.

Когда роман «Унесённые ветром» был издан, на Маргарет обрушивается невероятный успех. Оказалось, что она создала не просто свою книгу, куда привнесла собственный жизненный опыт и исторические сведения, а мировой бестселлер. Повсюду начинается мода на стиль Скарлетт: магазины предлагают женщинам платья и шляпки для того, чтобы быть похожими на любимую героиню, парикмахеры с удовольствием делают причёски, описанные в книге.
Зеленоглазую Скарлетт О’Хара автор во многом списала с себя. Эти предположения высказывались неоднократно, но каждый раз писательница категорически отвергала подобные утверждения и даже приходила в бешенство. Она никогда не скрывала своей нелюбви к главной героине романа. Но на самом деле в некоторых чертах характера и жизненных перипетиях у неё было много общего со скандальной героиней.
Роман «Унесённые ветром» начинается с фразы: «Скарлетт О Хара не была красива». А вот Маргарет Митчелл красивой была. Хотя, видимо, не считала себя особенно привлекательной, раз начала роман с такой фразы. Но она явно скромничала. Её тёмные волосы, миндалевидные зелёные глаза и стройная фигура притягивали мужчин как магнит. Но современники запомнили Маргарет не как ветреную красавицу, а в первую очередь — как замечательную рассказчицу и поразительную слушательницу чужих воспоминаний. Оба деда Митчелл участвовали в Гражданской войне между Севером и Югом, и будущая писательница готова была часами слушать рассказы об их подвигах.

Итак, книга была опубликована в 1936 году. С первых дней статистика продаж романа зашкаливала. За первые 6 месяцев разошелся тираж свыше 1 млн. Её переводили на разные языки и переиздавали более 100 раз. Произведение часто называли «книгой века» (роман даже в 2014 году превосходил по популярности прочие самые продаваемые сочинения). Сегодня книга продается по 250 тыс. экземпляров в год.

В 1937 году Маргарет Митчелл стала обладательницей Пулитцеровской премии. До конца жизни она больше ничего не написала, что заставило многих сомневаться в подлинном авторстве «Унесённых ветром».
Но Митчелл не обращала внимания на критику, у неё были дела куда важнее. Она тщательно следила за соблюдением своих авторских прав, выбивала из издателей гонорары, а во время Второй мировой войны стала волонтёром Американского Красного Креста. Маргарет собирала деньги на военные нужды, продавая военные облигации, шила больничные халаты и накладывала заплаты на брюки. И всё свободное время писала письма солдатам на фронт, посылая им слова поддержки.

Митчелл на военном корабле. 1941 г.


Фильм по роману американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» вышел в 1939 году — всего через три года после публикации книги. Права на экранизацию продали за $ 50 тыс., и эта сумма была рекордной. Но Митчелл свалившийся успех скорее раздражает, чем радует. Она ненавидит вынужденную публичность, не выносит речи и автограф-сессии, а больше всего — сумасшедших визитеров, с утра до вечера осаждающих дом.
Так что, когда доходит до съемок фильма, разрешение она дает с условием: «Я не хочу взваливать на себя работу сценариста, не желаю быть консультантом на съемках. Я хочу совершенно противоположного: чтобы никто ни под каким предлогом не беспокоил меня и мою семью. Меня не волнует подбор актеров, съемки, продвижение картины. Дайте мне тишины. Забудьте обо мне».
Бестселлер Маргарет Митчелл о Гражданской войне и любви так заинтересовал страдающего манией величия продюсера Дэвида Селзника, что он организовал поиск талантов по всей стране. На главную мужскую роль «не глядя» был утверждён любимец публики Кларк Гейбл, а вот пробы на роль Скарлетт прошли несколько сотен актрис США.

Исполнительницу главную роль искали в течение 2 лет и одобрили только ту, которая напомнила режиссеру молодую Маргарет. В итоге роль отдали англичанке Вивьен Ли. Селзник настаивал на том, чтобы каждая мелочь в картине выглядела шикарно и извёл при постановке как минимум 3-х режиссёров. В результате картина стала эталоном эпического кинематографа и основателем жанра, который родился несколькими десятилетиями позже.
На премьере в первых рядах находились звезды Голливуда Вивьен Ли и Кларк Гейбл. Поодаль от киношных красавцев стояла скромная худенькая женщина в шляпке. Неистовствовавшая толпа почти не замечала её. А ведь это была сама Маргарет Митчелл — автор книги, которая стала классикой американской литературы. Работа Виктора Флеминга «Унесенные ветром» получил 8 статуэток «Оскар». Фильм был сказкой о том, как в жизни Скарлетт появился Ретт Батлер, прекрасный, мужественный, ироничный и заботливый. Обаятельнейший — по крайней мере, на экране — Кларк Гейбл безупречно воплотил собой образ идеального мужчины.
Автор великого романа «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл прожила не слишком долгую и весьма непростую жизнь. Единственное созданное ею литературное произведение принесло писательнице мировую славу и богатство, но отняло слишком много душевных сил.

Ни слава, ни деньги не принесли писательнице счастья. Покой дома, который они с мужем так оберегали, оказался нарушен. Маргарет сама старалась контролировать денежные поступления в собственный бюджет. Но финансовые дела только утомляли. На творчество уже не было сил. А тут ещё заболел верный Джон. Митчелл превратилась в заботливую сиделку. Это давалось ей тяжело, ибо у неё самой стало стремительно портиться здоровье.

К концу 1940-х годов здоровье супругов начало улучшаться. Они даже позволили себе небольшие «культурные вылазки». Но вернувшееся счастье оказалось недолгим. Вечером 11 августа 1949 года Маргарет Митчелл вместе со своим мужем Джоном Маршем направлялась в кинотеатр, надеясь посмотреть «Кентерберийскую повесть». На пересечении Peachtree Street и 13th Street Маргарет сбил автомобиль. Спустя пять дней она скончалась в больнице Грейди, не приходя в сознание.
Имя Маргарет Митчелл было овеяно легендами ещё при жизни, а на следующий день после её трагической гибели все материалы и ранние рукописи «Унесённых ветром» были сожжены. Супруг писательницы, согласно её завещанию, оставил только те материалы, которые делали авторство его жены неоспоримым. Маргарет была похоронена на Оклендском кладбище в Джорджии. Когда в 1952 году умер ее муж Джон, его похоронили рядом с женой.
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой

Фото и видео взяты из открытых источников
  1. Маргарет Митчелл — как сложилась судьба «унесённой ветром». — Текст : электронный // Дзен : [контент-платформа]. — URL: https://dzen.ru/a/W3U6WG0lvgCo0KL4 (дата обращения: 25.10.2023).
  2. 120 лет Маргарет Митчелл: успех «Унесенных ветром» вызывал раздражение у современников. — Текст : электронный // Московский Комсомолец : электрон. период. изд. — URL: https://www.mk.ru/culture/2020/11/08/120-let-unesennym-vetrom-uspekh-margaret-mitchell-vyzyval-razdrazhenie-u-sovremennikov.html (дата обращения: 25.10.2023).
  3. Трагедия Маргарет Митчелл: унесённая ветром успеха. — Текст : электронный // Культурология.Ру : интернт-журнал. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/111113/19238/ (дата обращения: 25.10.2023).
2023-10-25 19:00 Статьи