К столетию выхода на экран
Финальный кадр фильма «Красный газ»
Портрет писателя В. Я. Зазубрина. Художник М. Омбыш-Кузнецов
Обложки изданий романа: 1958 г.; 1959 г.
Обложки изданий романа: 2008 г.; 1987 г. (ниже — иллюстрации А. Матрешина)
«Страницы романа пахнут кровью и дымом» — писали газеты тех лет.
Старейший советский писатель Борис Лавренев вспоминает: «Помню, как в Политуправлении Туркфронта в 1921 году был до дыр зачитан всеми работниками первый (кстати, незаслуженно забытый) советский роман В. Зазубрина „Два мира“».
Одним из страстных пропагандистов и почитателей «Двух миров» был А. М. Горький. Еще в 1928 г. он настойчиво советовал молодежи познакомиться с романом Зазубрина: «Очень советую вам, товарищи, — писал он, — читать книгу писателя Зазубрина „Два мира“: в этой книге он удивительно правдиво изобразил дикую расправу белогвардейцев с крестьянами Сибири».
Историю, показанную в кинофильме, кратко можно представить так: в сибирское село Пчелино, находящееся в тылу у колчаковцев, прибывает один из руководителей партизанского подполья («Товарищ из центра» — второе название фильма). Он приносит тяжелую весть старому крестьянину Чепале — его сын, партизан, пал от рук белогвардейцев.
Героиня картины Варвара Чепалова, узнав о гибели брата от рук колчаковцев, уходит в партизанский отряд. Став разведчицей, она распространяет большевистские прокламации среди местного населения и в частях Колчака. С группой подпольщиков Варвара попадает в плен.
Арестованные колчаковской контрразведкой поднимают бунт, захватывают на Оби пароход и бьют белогвардейцев, объединившись с партизанским отрядом, вооруженным самодельной деревянной пушкой. Колчаковцы быстро сдаются, иногда и без боя.
Съемочная группа (слева направо): исполнительница главной роли актриса Маргарита Федоровна Горбачева; исполнитель роли колчаковца новосибирский профсоюзный деятель Дементьев; помощник режиссера С. Изаксон; заведующий Сибирским отделом Госкино М. А. Кравков; бутафор В. П. Витик; сценарист В. Я. Зазубрин; режиссер И. Г. Калабухов; оператор М. Налетный
Калабухов великолепно знал сибирских актеров, многие из которых когда-то играли в столичных театрах. На главную роль была приглашена актриса из труппы В. Э. Мейерхольда М. Горбатова. Роли получили актеры из театров Томска, Новониколаевска, Барнаула, Бийска: Далевич, Афанасьев, Троицкий, Черепанов, Шиловская и др. Роль рабочего Андрея сыграл знаменитый актер и режиссер В. В. Гарденин, одну из ролей Калабухов берет себе, а еще на одну — роль белогвардейского офицера, разложенца-кокаиниста, назначает (как он вспоминал, «соблазнившись типажностью») местного профсоюзного функционера Дементьева.
М. Ф. Горбатова (1905−1968)
Г. Л. Пожарицкий (1892 — после 1939) в роли белогвардейца
М. Ф. Игнатюк (Ленин; 1880−1951)
Всем сибирским учреждениям было приказано выполнять любые пожелания съемочной группы. Когда в железнодорожном депо снимали сцену забастовки, то работа железной дороги на участке действительно останавливалась. Это соответствовало замыслу фильма — максимальное приближение к реальности, снимать только подлинные события с участием тех, кто на самом деле в них участвовал (партизан, рабочих и т. д.).
Разгон казаками митинга. 1924 г., август. Рабочий момент съемки в депо станции Новониколаевск
Почти все было настоящее, без обмана. Местные жители иной раз пугались съемочной группы — думали, опять власть меняется...
В полное распоряжение киногруппы поступил речной пароход, на борту которого была сделана надпись «Адмирал Колчак». Бывших партизан вновь мобилизовали для участия в массовке, выдав им из Новониколаевского музея революции ту самую деревянную пушку, которую они когда-то смастерили своими руками. С помощью партизан была снята одна из самых запоминающихся сцен — «Восстание „серебряной роты“» (отряда седобородых стариков, вооруженных вилами и топорами.)
Со съемок фильма
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН — советский режиссер театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Благодаря фильму «Броненосец „Потемкин“» его имя стало синонимом советского кино 1920-х годов. В 1958 г. в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе его «Броненосец» был признан «лучшим фильмом всех времен и народов».
С. М. Эйзенштейн (1898−1948)
В середине 1960-х режиссер И. Калабухов дал интервью оператору Новосибирской студии кинохроники О. Максимову, в котором вспоминал: «Вечером, когда все разошлись, пришел Сергей Михайлович. Утешал меня и ободрял очень, говорил — получится, получится, будут смотреть. Сибирский материал ему очень понравился, более всего тот, который нам преподнесен был Алтаем. Увлеченно стал разбирать мой монтаж. Разворачивает на полу старые газеты и на них начинает рисовать большим таким карандашом угольным: вот смотрите — здесь 7−8 кадров морда медведя, а вот здесь 4 кадра всего добавьте — крупное одно лицо офицера — он спал под кустом, а медведь… И таким образом он прошел по всей картине, разбил так интересно на кадры — такой получился монтаж неожиданный.»
13 декабря в «Правде» появилась заметка: «С пятницы, 12 декабря в госкинотеатрах идет картина производства Сибгоскино „Красный газ“ из жизни партизан в Сибири в период борьбы с Колчаком. Картина на просмотре представителей печати и Главполитпросвета заслужила одобрение и последним рекомендована как „лучшее достижение советской кинематографии“».
Вот что еще писала «Правда»: «Картина смотрится с непосредственным интересом... она подкупает свежестью, искренностью, простотой... Фильм дает ощущение действительной, не инсценированной борьбы, и борьба эта показана в буднях, в суровой ее простоте: в этом несомненное достоинство картины».
Кинокритик Хрисанф Херсонский в «Известиях»: «Серебряная рота из тайги. Лесовики — крестьянские деды в серебряном уборе старости, поднявшие на Колчака берданки, вилы и топоры. Восставшие в тылу белых армий, в деревнях Алтая — партизаны крестьянской революции, соорудившие свою партизанскую пушку, которая разорвалась после первого выстрела. Серебряная рота восставших старцев — историческая. Кусок нашей черноземной революции. Не актеры, а сами они родные дедушки со своими берданками в руках. Суровы, правдивы, искренни. [...] Серебряная рота оставляет неизгладимое впечатление. Когда смотришь эту ленту, очевидно, как можно было бы развернуть сибирские повести, и не по романам, а по голосам тайги. Будем надеяться и требовать от нашей кинематографии, чтобы „Красный газ“ послужил ей наглядным уроком.»
Полтора года спустя «Советская Сибирь», ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает: «...Сибирская фильма „Красный газ“ имеет огромный по сравнению с другими фильмами тираж в 53 копии против 25−30 других картин. По успеху она уступает лишь фильму „Красные дьяволята“».
Кинопробы
Кадр из фильма. В роли крестьянина, отца Варвары — режиссер Иван Калабухов
Фильм «Красный газ» сделал главное — он доказал возможность самостоятельного кинотворчества и кинопроизводства вдали от центра. Пусть со значительной помощью — творческой и технической, но «Красный газ» стал работой, отвечающей и тематически и жанрово задачам, стоящим перед Сибирью того времени. Эта картина была предшественницей классических кинополотен «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна и «Мать» Всеволода Пудовкина, обозначившими новый этап в развитии советского киноискусства.