ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО | информационный проект | Круг 1-й, биографический

► «ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО» 
| Круг 1-й | Круг 2-й | Круг 3-й | Круг 4-й | Круг 5-й |

«ТАЛАНТ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ ТАЛАНТ!» (Н. В. Гоголь)

Кто из нас не знает выражения «Луч света в темном царстве»? Это из статьи 1860 г. публициста-демократа Н. А. Добролюбова, посвященной драме А. Н. Островского «Гроза». Почти двести лет прошло, а выражение это употребляется довольно часто.
«Гроза» — это та пьеса, с которой современные школьники начинают знакомство с творчеством драматурга, «отца русской сцены» в ее современном понимании. Но пьеса эта им «совершенно непонятна и неинтересна». Странные были тогда времена, как говорят сейчас — «патриархальные»… Как отмечал писатель В. Распутин: «…все изменилось со времен Катерины из „Грозы“: „темное“ царство превратилось в царство „свободы“…» И эти «царства» уже не понимают друг друга.

Но позволим себе не согласиться: за время, прошедшее с той поры, изменилось многое, а человеческая сущность осталась такой же. Вот поэтому-то по упомянутой выше пьесе снято столько фильмов, сыграно спектаклей — как советскими, российскими, так и зарубежными режиссерами: «Гроза» в России в 1912, 1933, 1977, 2019 гг.; «Búrka» (Чехословакия, 1985), «Kát'a Kabanová» (Великобритания, 1988), «Katia Kabanova» — Австрия, 1998; Испания / Франция, 2008; Франция, 2015…

Александр Николаевич Островский, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. и вырос в Замоскворечье, патриархальной окраине Москвы на берегу р. Яузы, у подножия одного из семи московских холмов. По преданию, по реке пролегал торговый путь, на берегу шла сухопутная дорога на Коломну и Рязань.

В ХVII в. здесь располагалась стрелецкая слобода полковника Воробина, поддержавшего Петра I, когда начался стрелецкий бунт. Памятником этим событиям стала церковь Николая Чудотворца, что в Воробине, а вся местность получила имя сподвижника царя. Здесь же была и слобода мастеров царского серебряного денежного двора — «серебряников». В то время там стояли в приходах церкви Троицы в Серебряниках и Николы в Воробине богатые дворы купцов и знати: двор князя Г. Д. Юсупова (1676−1730), товарища в играх царевича Петра Алексеевича; в Николо-Воробинском переулке в 1775 г. — двор и сад «артиллерии капитана и архитектора В. И. Баженова» (1737−1799), автора дворцового комплекса в Царицыне и оформления Ходынского поля на севере столицы и др.

Замоскворечье и его обитатели в изображении В. Д. Поленова и Б. М. Кустодиева


Утопающее в колокольном звоне, пахнущее пирогами идиллическое Замоскворечье было замкнутым миром со своими правилами и понятиями, своими драмами, своими удовольствиями: зимой — катанье на санях, летом на лошадях, гулянье в Сокольниках или Марьиной Роще. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), царили старинные обычаи, звучала коренная русская речь. Даже одевались тут иначе, чем в центре города, — по-купечески, на «давний манер».

Дед Островского, Федор Иванович (1770−1842(43)) окончил Костромскую духовную семинарию, служил протоиереем церкви Благовещения в Костроме; отец же, Николай Федорович (1796−1853), окончив Духовную академию, не принял духовное звание и поступил на государеву службу, по судебной части. В 1839 г. Николай Федорович с женой и детьми был внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Московской губернии, был пожалован кавалером ордена Св. Станислава 3-й степени. Мать, Любовь Ивановна (урожд. Саввина; ?-1831), тоже происходила из священнической семьи (дочь пономаря и просвирни, женщины при храме, которая занималась выпечкой просфор), кроме внешней миловидности, «обладала большими достоинствами сердца и ума». Была человеком чутким, добрым, мягким. Она следила за хозяйством и воспитывала четверых детей (еще семеро умерли в младенчестве).

У маленького Саши, старшего из детей Островских, была няня Авдотья Ивановна Кутузова, фигура почти равнозначная Арине Родионовне по вкладу в русскую литературу: она и сказки рассказывала, и песни пела, и прибауток знала неисчислимое множество… Островского с детства окружала живая, узорчатая языковая стихия, тот самый «язык московских просвирен», учиться которому советовал Пушкин.

Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества — все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. Может быть, он и сам стал бы всего лишь частью окраинного, купечески-мещанского московского мира, врос бы в него корнями, пошел бы по отцовским стопам. Но в 1831 г., когда ему только-только исполнилось 8 лет, мать будущего драматурга умерла. Четверо детей остались сиротами.

Спустя пять лет отец женился — на баронессе Эмилии Андреевне (урожденная фон Тессин; 1812−1898), дочери шведского дворянина. От этого брака у них было четверо детей, еще четверо умерли во младенчестве. С мачехой детям повезло — она не только приблизила быт семьи к культурной традиции дворянства, но и озаботилась воспитанием своих детей и пасынков. Маленький Александр занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки.

В 1841 г. Н. Ф. Островский вышел в отставку и занялся частной адвокатской практикой; в 1847 г. купил усадьбу в Щелыкове Костромской губернии (у него уже были имения в Солигаличском уезде Костромской и в Ардатовском уезде Нижегородской губерний), а весной 1848 г. переехал из Москвы на постоянное жительство в Щелыково. Несмотря на все трудности, хорошо образованный и энергичный помещик со временем сумел поднять запущенное хозяйство на должную высоту. В 1850 г. Костромское дворянское депутатское собрание приняло решение о внесении Н. Ф. Островского в 3-ю часть дворянской родословной книги Костромской губернии. Правительственный Сенат это решение утвердил.

Отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он зачитывался произведениями В. К. Тредиаковского, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского, еще гимназистом сам начал писать стихи. Самым любимым иностранным автором молодого Островского был Шекспир.

В прошении о принятии сына в число учеников Московской губернской (ныне первой) гимназии Н. Ф. Островский заявлял, что его двенадцатилетний сын — «по-российски писать и читать умеет и первые четыре правила арифметики знает». Поступление состоялось в сентябре 1835 г. Пять лет спустя Островский получил аттестат с правом поступить в университет без предварительного испытания. В гимназии Александр увлекся театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке.

Видео — Жизнь и творчество А. Н. Островского


  • Актер Ф. Бурдин (1827−1887) вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой».

  • Друг Островского — поэт Н. Берг (1823−1884) писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)».

Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это «не прибыльно» и хотел дать сыну юридическое образование. В 1840 г. будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учебу молодой Островский откровенно «завалил»: на третьем курсе не сдал экзамен по римскому праву и весной 1843 г. был отчислен (существует также версия, что он оставил университет сам). Причиной стало его увлечение театром, на подмостках которого в то время блистали актеры Павел Мочалов (1800−1848) и Михаил Щепкин (1788−1863).

  • Кстати, впоследствии Щепкин не принял нововведения Островского в концепцию театральной постановки. Драматургия Островского требовала от актера отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
В 1843 г. отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. Этот опыт Островский часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время судебной практики. В 1845 г. Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей. Вечерами он пробовал сочинять. К 1846 г. Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтемся!»).

* * *

Мы не можем утверждать, что личная жизнь Островского была счастливой. Но можно с полной уверенностью сказать, что ему очень повезло, когда он встретился с Агафьей Ивановной Ивановой (1821? –1867). Эта девушка двадцать лет была опорой и поддержкой для писателя.

  • Долгое время о ней достоверно практически ничего не было известно — даже фамилии и мéста захоронения. Известный литературовед В. Я. Лакшин (1933−1993), в 1981 г. защитивший докторскую диссертацию об А. Н. Островском, писал: «Вероятно, родители первой жены Островского были крестьяне, выкупившиеся из крепости и записавшиеся в мещанство. В таком случае ее должны были звать Агафьей Ивановной Ивановой. Однако все это лишь догадки». И только его вдове, писательнице С. Н. Кайдаш-Лакшиной, удалось кое-что установить: «…я понимала, что надежд найти Агафью Ивановну у меня очень мало: ее активно искали и до меня. <…> Скажем спасибо нашим замечательным архивам и архивистам, которые берегут сокровища!» (Литературная Россия. 2015. 23 февраля; подробнее на https://litrossia.ru/item/5526-oldarchive/).

По одним сведениям Агафья была родом из московских мещан, по другим — вольноотпущенная графа Милорадовича (1771−1825; одного из военачальников русской армии во время Отечественной войны 1812 г., Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора, смертельно раненного во время восстания декабристов 14 декабря 1825 г.).

  • Одной из загадок жизни Островского является пропажа всех его писем к брату Михаилу Николаевичу, который дослужился до чина министра государственных имуществ. Письма Михаила к Александру целы — их около 400, письма же драматурга к брату пропали, и там, конечно, погибли и все сведения о личной жизни Островского. Так как переписка между братьями велась интенсивно всю жизнь, нельзя сомневаться в том, что он подробно описал и Агафью Ивановну, и то, как они сблизились и стали необходимы друг другу.

Островскому было около 24 лет, когда он познакомился с обаятельной простолюдинкой, жившей неподалеку от него в Замоскворечье вместе со своей 13-летней сестрой, без семьи, без родных. Поначалу писатель ходил к ней в гости. На два года моложе Островского, Агафья не умела писать и читать, и Александр в свободное время обучал ее грамоте. По воспоминаниям друзей семьи, это была на редкость уравновешенная, добрая, гостеприимная, ласковая женщина. Островский относился к Агафье Ивановне с глубочайшим уважением и сердечной теплотой, называл ее ласково Ганей, заботился о ее здоровье, прислушивался к ее советам. Заботы ее, видимо, носили и материнский характер, и были необходимы молодому человеку, рано потерявшему мать, росшему с суровым отцом и мачехой.

Особо все отмечают необычайные способности Агафьи Ивановны как хозяйки, которая при скудости средств смогла создать в доме тепло и уют. Историк и журналист М. И. Семевский (1837−1892) называл ее «хозяюшкой предобродушной, милой, чисто русской».

  • Друг семьи — прозаик, этнограф, мемуарист, путешественник С. В. Максимов (1831−1901) пишет: «Нижний этаж дома отдавался жильцам, а сам хозяин ютился сначала и долгое время наверху. Борьба с нуждой велась незримо для посторонних глаз, но ясна была для окружающих, а от близких и доверенных лиц в крайних случаях и не скрывалась», но «ее <Агафьи> искусному хлопотливому уряду обязана была семейная обстановка нашего знаменитого драматурга тем, что, при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Все, что было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами». Он же рассказывал, что Агафья Ивановна обладала жизнерадостным и общительным характером: «Беззаботное и неиссякаемое веселье поддерживалось ее деятельным участием: она прелестным голосом превосходно пела русские песни, которых знала очень много». (Островский и сам обладал очень красивым тенором, пел превосходно — правда, не русские песни, а романсы. Ему очень льстили его успехи на этом поприще, и в ранней молодости «он гордился ими не меньше, чем писательскими»).
  • Младший брат Островского Михаил вспоминал: «Агафья Ивановна, простая по происхождению, очень умная от природы и сердечная по отношению ко всем окружавшим, поставила себя так, что мы не только глубоко ее уважали, но и сердечно любили».
  • Литературовед А. И. Ревякин (1900−1983), автор единственной статьи об Агафье Ивановне «Первая жена Островского», пишет: «Стесняясь своей „простоты“, Агафья Ивановна ни в какие общественные собрания (в купеческий или дворянский клуб, театры) не выезжала, всегда хоронилась от мало знакомых людей, навещавших драматурга. Она появлялась и во всей своей непосредственности раскрывалась лишь перед ближайшими друзьями Островского».

Существует адресованное Ревякину письмо от внучки драматурга — М. М. Шателен (1895−1977) в июне 1960 г., где она причину его неоформленного брака с первой женой видит в самой Агафье: «Она не соглашалась на законный брак, чтобы не мешать ему, не осложнять взаимоотношений с его родными. Кроме того, она считала, что она, „простая женщина“, ему не пара».

  • С. В. Максимов писал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии <…> Большую долю участия и влияния приписывают ей вероятные слухи при создании комедии „Свои люди — сочтемся!“, по крайней мере относительно фабулы и ее внешней обстановки <…> влияние на Александра Николаевича этой прекрасной и выдающейся личности — типичной представительницы коренной русской женщины идеального образца — было и бесспорно и благотворно».

А. Ф. Писемский (1821−1881), с которым Островский долго сохранял дружеские отношения, актер Ф. А. Бурдин (1827−1887), П. И. Якушкин (1822−1872), брат Михаил — все передавали приветы Агафье Ивановне, благодаря ее за гостеприимство и заботу; был знаком с ней и Л. Н. Толстой.

Б. М. Кустодиев. Чаепитие


Отец всячески пытался разорвать отношения Александра Николаевича и Агафьи Ивановны, но Островский проявил твердость: весной 1849 г., когда отец с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье Щелыково, он привел Агафью Ивановну в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, и они поселились вместе.

  • Дом Островского стоял среди пустыря, по соседству со знаменитыми в старину Серебряническими (по названию Серебрянического переулка, где располагались) торговыми банями. Местность была до такой степени уединенна, а нравы — просты и откровенны, что из окон жилища Островского можно было видеть самые смелые бытовые картины: из бани выскакивали люди, только что запарившиеся до одурения, и принимались валяться в снегу. Против дома находилась полицейская будка с беззубым полицейским стражем, обладателем неуклюжей допотопной алебарды, большим приятелем окрестных обывателей и великим любителем веселой компании и крепкого безмятежного сна… для чуткого и талантливого Островского было немалым счастьем видеть собственными глазами почвенный московский быт.

Агафья знала о чувствах Александра Николаевича к актрисе Любови Никулиной-Косицкой, о связи с молоденькой артисткой Малого театра Марией Васильевной Васильевой-Бахметьевой, и о трех родившихся у них детях. Не зря Агафью Ивановну звали друзья Марфой Посадницей: душевные муки она переносила достойно и не потеряла ни уважения, ни нежного отношения мужа к себе. Все это ей пришлось пережить; зато когда Агафья Ивановна тяжело заболела, Островский не отходил от ее постели.

  • Болеть Агафья Ивановна начала рано, а последние два года была прикована к постели. Драматург трогательно заботился о ней до последнего часа: «Агафью Ивановну, безнадежно больную, я не могу оставить даже на один день <…> Агафья Ивановна все хворает, и я уж теряю всякую надежду».

Она скончалась 6 марта 1867 г. Могила Агафьи Ивановны, похороненной на Пятницком кладбище, давно затерялась. Не осталось никаких следов и переписки ее с Островским. Дети Агафьи Ивановны умерли во младенчестве — кроме одного, Алексея Александрова, который умер в 21 год, пережив свою мать на два года; ничего не осталось от двадцатилетней жизни и семьи. Поразительно отношение к этому браку наследников Островского, детей от второго, венчанного брака с М. В. Бахметьевой: они не сочли нужным сохранить для потомков даже фамилию Агафьи Ивановны. В. Я. Лакшин высказал предположение, что Марья Васильевна «подвергла селекции эту часть архива как неприятное напоминание о прошлой жизни Островского».

* * *

Одним из серьезных романов Островского биографы называют его отношения с актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Они познакомились в начале 1850-х, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись». Историю соблазненной и покинутой купеческой дочери Дуни выбрала для своего бенефиса молодая актриса Любовь Косицкая. Она явилась перед публикой в ситцевом платье — и «совершенно умягчила сердца зрителей естественностью и простотой». Пьеса имела шумный успех. По воспоминаниям современников, «вся Москва бежала смотреть на Косицкую».
Голубоглазая и золотоволосая Косицкая совершенно очаровала Островского. Как и Агафья Ивановна, Косицкая до 10-летнего возраста была крепостной, она тоже прекрасно пела народные русские песни и знала их множество.

С нее Островский писал образ Катерины из драмы «Гроза». В рукописи напротив знаменитого монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л. П. про такой же сон». На похоронах Гоголя в Даниловом монастыре она рассказывала Островскому, как любила слушать колокольный звон. Считается, что рассказы актрисы о детстве, о Волге, о необыкновенных снах драматург использовал в монологах героини, из них складывался образ летящей, странной, мечтательной души, воплотившийся потом в Катерине из «Грозы». И сыграла Катерину Косицкая — по сути, ее прототип.

Премьера «Грозы» в 1859 г. имела оглушительный успех.

Роман продлился три года, был напряженным, исполненным сильных эмоций и переживаний, мучительным для обоих — он страдал от вины перед своей Агафьей Ивановной, а для Косицкой, как и для Катерины, понятие греха было абсолютно. «Я не хочу отнимать вашей любви у другого человека», — строго сказала она. Писатель, состоявший на то время в гражданском браке, даже сделал актрисе предложение — и Любовь Павловна приняла его. Но вскоре влюбилась в своего поклонника — молодого купца Соколова, который засыпал ее дорогими подарками.

Жена и любовница ушли из жизни примерно в одно время: Агафья скончалась в 1867 г., а Любовь — в 1868-м, в полной нищете, обобранная и брошенная своим разорившимся купчиком.

А. Н. Островский (в центре с рукописью) вместе с артистами Малого театра


* * *

После смерти Агафьи Ивановны Александр Островский впал в настоящую депрессию, он перестал выходить из дома, ходить на службу, забывал поесть и побриться. «Вытащила» его из этого состояния молодая артистка Мария Бахметьева (сценическое имя — Васильева 2-я) — ухаживала за ним, заставляя работать. Познакомились они еще в 1862 г., часто встречались в театре, много времени проводили вместе. Роман их длился несколько лет, и Островский уже не представлял жизни без Марии.

Мария Васильевна Бахметьева (1845−1906) после окончания в 1863 г. Московской театральной школы была принята в труппу Малого театра на второстепенные роли. Сыграла горничную Лизу в пьесе Островского «Воспитанница» (1863). Особым талантом актриса не обладала, но отличалась своеобразной красотой южного типа. Живая, веселая, она играла на гармони и фортепиано, была страстной любительницей пения, особенно цыганских романсов. В 1890 г. в своем дневнике она писала: «Я больше всего люблю себя за то, что во мне бес сидит и мне бывает весело».
Официальный церковный брак состоялся 12 февраля 1869 г. У них было шестеро детей — Александр, Михаил, Мария, Сергей, Любовь и Николай. Трое старших родились до брака родителей и впоследствии были узаконены высочайшим указом. Занявшись воспитанием детей, Мария Васильевна оставила театр.

По воспоминаниям М. М. Шателен, жена драматурга считала себя заправской помещицей. Она ежедневно ходила по всем службам, вела разговоры с пастухом, скотницей, управляющим. Беседовала с крестьянами, приносившими на продажу ягоды, грибы, рыбу, дичь, обеспечивала наливками и заготовками всю семью. Мария Васильевна любила верховую езду, объезжала все угодья, сама умела жать и могла пристыдить крестьянок, наблюдая за их работой. Она была темпераментной, жизнерадостной, энергичной, ей не были чужды проявления доброты и гуманности. Однако она легко раздражалась и в этом состоянии не всегда сохраняла справедливость.

В переписке Островского с Бахметьевой отразились характер взаимоотношений, семейные события, заботы о детях и доме, труды и занятия драматурга, которые обеспечивали материальное благополучие и спокойствие семьи. Муж давал поручения жене, сообщал о своих занятиях, времяпрепровождении и самочувствии. Мария Васильевна, имевшая друзей в артистической среде, была иногда посредницей и напоминала мужу, о ком надо похлопотать.

Чтобы всех прокормить, Островский писал по две пьесы в год, получая от недоброжелателей упреки в халтуре, поспешности; со временем, разумеется, стали говорить, что он «исписался».

Почти каждый день он являлся домой измученный, с потухшим взглядом, опускался в кресло и в течение некоторого времени не мог вымолвить слова.

  • «Я сегодня чуть не умер. Мне не хватало воздуха, нечем было дышать… Ревматизм не позволяет от боли пошевелить руками… Народу, с которым надо было объясняться, пропасть… Потом доклады — я сегодня подписал шестьдесят бумаг, — и вот видишь, в каком состоянии воротился домой…»

Едва отдохнув, вечером он отправлялся в театр — большею частью успевал посетить тот и другой, — волновался, видя неисправности, и дома засыпал беспокойным и тревожным сном.

В июне (по старому стилю — в мае) 1886 г., после нескольких месяцев изнурительного труда Островский собрался поехать в Щелыково. В 1867-м, после смерти отца, Александр Николаевич вместе с братом выкупили имение у мачехи (на сегодняшний день это имение представляет собой музей Островского).
  • «Читаем, гуляем в своем лесу, ездим на Сендегу ловить рыбу, сбираем ягоды, ищем грибы… Отправляемся в лугá с самоваром — чай пьем. Соберем пóмочь, станем песни слушать, угощение жницам предоставим: все по предписанию врачей и на законном основании». Здесь они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева — играла на фортепиано и пела романсы.

Местность, где расположена усадьба, в высшей степени живописна, перерезывается тремя речками, окружена лесом, с балкона барского дома открывается великолепный вид. Островский буквально влюбился в красоту среднерусской природы. Страстный рыболов и от природы человек с простыми вкусами, домосед и семьянин, он чувствовал себя в деревне здоровым и счастливым, ему очень хорошо работалось в Щелыкове.

Но уже в день выезда он чувствовал себя крайне плохо — за несколько дней до этого простудился, ревматические боли усилились. Он ехал в деревню полуживой. До Кинешмы все шло благополучно, но от города пришлось ехать на лошадях по дурной дороге, в холодную и дождливую погоду…

Утром 2 июня 1886 г. его не стало; в тот момент он работал над переводом «Антония и Клеопатры» Шекспира.

Писателя похоронили рядом с отцом на кладбище церкви Николая Чудотворца в с. Николо-Бережки Костромской губернии, в двух верстах от Щелыкова. Государь пожаловал на погребение три тысячи рублей, назначил вдове такую же пенсию и на воспитание детей — две тысячи четыреста ежегодно.

После смерти мужа Мария Васильевна стала совладелицей щелыковского имения. Она посещала литературно-музыкальные вечера, посвященные памяти драматурга, была избрана Почетным членом Кинешемского Музыкально-драматического кружка имени А. Н. Островского. В 1897 г. на территории усадьбы было открыто народное училище, которому уездное земское собрание присвоило имя драматурга, а Мария Васильевна стала его попечителем.

После тяжелой болезни М. В. Островская умерла в Петербурге в 1906 г. Похоронена рядом с мужем, в с. Николо-Бережки.
ИСТОЧНИКИ:
  1. Александр Николаевич Островский. – Текст : электронный // Биограф.ру : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-ostrovskiy/ (дата обращения: 21.02.2023).
  2. Александр Николаевич Островский. – Текст : электронный // Биограф : [сайт рос. биогр. центра]. – https://www.livelib.ru/author/231446-aleksandr-ostrovskij (дата обращения: 21.02.2023).
  3. Александр Островский – о писателе. – Текст : электронный //Лайвлиб : [кн. рек. сервис]. – URL: https://www.livelib.ru/author/231446-aleksandr-ostrovskij (дата обращения: 21.02.2023).
  4. Александр Островский : [кн. на ЛитРес и биогр. справка]. – Текст : электронный // ЛитРес : [офиц. сайт]. – URL: https://www.litres.ru/author/aleksandr-ostrovskiy/ (дата обращения: 21.02.2023).
  5. Александр Островский : фильмография. – Текст : электронный // Кинориум : [ресурс о кино]. – URL: https://ru.kinorium.com/name/490052/ (дата обращения: 21.02.2023).
  6. Александр Островский : фильмография. – Текст : электронный // Кинопоиск : [сервис о кино в рунете]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/name/3304119/ (дата обращения: 21.02.2023).
  7. Александр Островский. – Текст : электронный // Культура.РФ : [портал]. – URL: https://www.culture.ru/persons/8173/aleksandr-ostrovskii (дата обращения: 21.02.2023).
  8. Архангельский, А. Александр Николаевич Островский (1823–1886) : [гл. из учебника «Русская литература XIX века. 10-й класс»] / А. Архангельский. – Текст : электронный // Я иду на урок литературы : [сайт на основе материалов журн. «Литература» ИД «Первое сентября»]. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200103304 (дата обращения: 21.02.2023).
  9. Великие люди в истории театра: Александр Островский. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/YD-gu0tMdTCmbBZq (дата обращения: 21.02.2023).
  10. Женщины в жизни Островского. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/YK5J8RVsfFfi7Hi- (дата обращения: 21.02.2023).
  11. «Зачем детям этот ваш Островский?». Немного о школьной программе. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/YXaKv8BfJkSuyj-u (дата обращения: 21.02.2023).
  12. Иванов, И. И. Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность : док.-худож. лит. / И. И. Иванов. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 109 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей : Биогр. б-ка Ф. Павленкова ; изд. 1900 г.). – URL: https://sv-scena.ru/Buki/Alyeksandr-Ostrovskiyi-YEgo-zhiznjj-i-lityeraturnaya-dyeyatyeljjnostjj.html#Q58-57-Alyeksandr-Ostrovskiyi-YEgo-zhiznjj-i-lityeraturnaya-dyeyatyeljjnostjj (дата обращения: 21.02.2023). – Текст : электронный.
  13. Кайдаш-Лакшина, С. Загадка первой жены Александра Островского / С. Кайдаш-Лакшина. – Текст : электронный // Литературная Россия : интернет-портал. – URL: https://litrossia.ru/item/5526-oldarchive/ (дата обращения: 21.02.2023).
  14. Критика о творчестве Н. А. Островского, отзывы современников. – Текст : электронный // LITERATURUS.RU : [сайт]. – URL: https://www.literaturus.ru/2018/04/kritika-o-tvorchestve-ostrovskogo-otzyvy-sovremennikov.html (дата обращения: 21.02.2023).
  15. Лукьянова, И. Человек – театр / И. Лукьянова. – Текст : электронный // Русский Мир.ru : [электрон. журн.]. – URL: https://rusmir.media/2013/04/01/chelovek (дата обращения: 21.02.2023).
  16. Марценюк, Т. Островский: биография, личная жизнь и творчество / Т. Марценюк. – Текст : электронный // NUR.KZ : [интернет-портал (Казахстан)]. – URL: https://www.nur.kz/family/school/1860861-ostrovskij-biografia-licnaa-zizn-i-tvorcestvo/ (дата обращения: 21.02.2023).
  17. Музей-заповедник «Щелыково» : [офиц. сайт]. – URL: http://museumschelykovo.ru/ (дата обращения: 21.02.2023). – Текст : электронный.
  18. Неверов, А. Александр Островский = AleksandrOstrovskiy / А. Неверов. – Текст : электронный // 24СМИ : [новост. портал]. – URL: https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html (дата обращения: 21.02.2023).
  19. Почему Островского не знают за границей. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/X0bJ2ZEArSoNPY39 (дата обращения: 21.02.2023).
► Будем ждать ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Инфо-проекты
Made on
Tilda