Новости библиотеки им. П. П. Бажова

ТАЙНЫ ЛЕГЕНД ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА

к 120-летию Ж. Сименона

«Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваши романы не похожи на настоящий детектив. Детективный роман развивается, как шахматная партия… Ничего похожего у вас нет… Да и комиссар ваш отнюдь не совершенство — не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается всё печально. Любви нет, свадеб тоже. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?» — таково было первое мнение известного издателя Артема Файару о произведениях бельгийца Жоржа Сименона.
Это сейчас считается, что в «золотой фонд» детективной классики входят три автора и три их героя-легенды: Конан Дойл, создавший бессмертного Шерлока Холмса, бывший полицейский, частный детектив Эркюль Пуаро, «рожденный» Агатой Кристи, и комиссар полиции Мегрэ, придуманный Жоржем Сименоном.

Сименон, считая книги о Мегрэ безделицей, возможно, и согласился бы с издателем Файару, отдавая предпочтение «трудным», социально-психологическим романам в «стиле Достоевского». Но книги о Мегрэ невероятно быстро расходились. В результате комиссар парижской криминальной полиции стал героем литературной серии из более 100 романов и рассказов, 40  фильмов, памятников!
Поразительные работоспособность и плодовитость писателя (на его счету более 400 произведений) — результат таланта, помноженного на железную самодисциплину и продуманную систему труда автора. Он никогда не изменял заведенному ритуалу: выпив крепкий кофе, начинал писать в 6 утра. Накануне заточены 20 карандашей (вскоре доверился пишущей машинке, выдавая каждый час около 10 страниц) и набиты светлым табаком 5−6 трубок. Писателя окружают множество справочников, карт, буклетов, даже адресных книг. Он мог работать по 11 часов, при этом «писал на одном дыхании»: без единой паузы и сбоев, рождая книгу за 3, 5, 11, 15 дней!

Для массового читателя Сименон оставался творцом Мегрэ, и у автора родилась мысль убить героя и полностью отдаться «серьезным» романам. Писатель так мечтал о престижной Гонкуровской премии! Но буря читательских протестов и сопротивление издателя вынудили Сименона отказаться от этой мысли (по этой же причине Конан Дойлю пришлось оживить Холмса).

В этой «безысходности» Сименон создал собственное направление в детективном жанре — социально-психологическое. В основе его романов — запутанное преступление. Герои — обыкновенные люди, ставшие преступниками в силу обстоятельств. Он перенес центр тяжести с раскрытия преступления на то, почему оно произошло. И еще одно великое свойство Сименона: он умел создавать атмосферу, т. е. когда удается превратить читателя не просто в зрителя, а еще и в «осязателя», в «обонятеля» и пр.
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ С ЛЕГЕНДОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЛИЦИИ

Мегрэ — человек обыкновенный, не интеллектуал. Грузный, неповоротливый, ворчливый, часто мрачный, флегматичный, в тяжелом драповом пальто с бархатным воротником, вышедшим из моды, и в шляпе-котелке, с неизменной трубкой. В отличие от Сименона, заядлого путешественника, обожающего перемену мест и приключения, комиссар не любит менять привычную обстановку, но он в любое время суток покидает дом или свой прокуренный кабинет на набережной Орфевр, чтобы прийти на помощь попавшему в беду человеку.
У Мегрэ — свой характер, своя философия и биография. Он родился в деревне, его отец, управляющий замком, рано овдовел и сам воспитывал сына. Юноша рвался к медицине, но после смерти отца, проучившись два года, вынужден был зарабатывать, оставил училище в Нанте и устроился в полицию. Служил добросовестно и честно, сначала секретарем, затем инспектором, завоевал авторитет, стал дивизионным комиссаром, начальником бригады уголовной полиции.

Он ошибается, гневается, сомневается, идет против правил, рискует, много курит и явно злоупотребляет спиртными напитками… Но рядом с ним верная ему команда, его «ребята»: толстяк Торранс, Люка, Жанвье, Лурти, малыш Лапуэнт, доктор Поль и патологоанатом Мерс, а также инспектор Недотепа с соседнего участка, врач Пардон, живущий по соседству, и преданная жена, замечательная хозяйка. А ведь у сыщиков в детективной литературе никогда не было ни команды, ни семьи (ни у Холмса, ни у Пуаро).

Но и в семейной жизни комиссара не все благополучно. То ли своих детей у них никогда не было, то ли единственная дочь родилась мертвой, но мадам Мегрэ не могла стать матерью. Жена очень переживает это, перенося нерастраченную материнскую заботу на мужа, словно на большого ребенка. Комиссар не возражал — в детские годы он сильно недополучил материнской заботы.
Главное в образе Мегрэ то, что он не пользуется дедуктивным методом, как Холмс, для него не так важны материальные улики, он доверяет интуиции, знанию человеческой натуры, его больше влечет не расследование уголовных дел, а исследование сложных человеческих характеров и социальных противоречий.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Познакомиться с книгами Жоржа СИМЕНОНА из собрания фонда Вы можете, обратившись в библиотеки ЦБС

НЕОБЫЧНОСТЬ (ЗАГАДОЧНОСТЬ, ТАЙНА) ГЕРОЯ СИМЕНОНА КРОЕТСЯ В «ТАЙНАХ» САМОГО АВТОРА

Жорж Сименон, сын бухгалтера из Льежа, родился 13 февраля 1903 года и уже в 18 лет знал, что вопреки воле матери, видевшей его не иначе как викарием (священнослужителем), станет писателем. Дружба с русскими студентами сыграла в этом определенную роль. Мать, чтобы пополнить скромный семейный бюджет, устроила в доме пансион и сдавала комнаты студентам. Они открыли ему русскую литературу, настоящую «школу человековедения», и подросток погрузился в это море с головой. Когда его спрашивали, кого из писателей он выбрал бы себе в крестные отцы, он без колебаний называл Гоголя и Чехова. Он и себя считал русским, уверовав в то, что его прадед — русский солдат Георгий Семенов, оказавшийся в этих краях во время наполеоновских войн, а его фамилия трансформировалась в Сименон. Из французов же в юности Сименон особо почитал Гастона Леру (сейчас Леру известен как автор романа «Призрак оперы»).

Отбыв воинскую повинность и похоронив любимого отца, он покидает Льеж и едет в Париж, где когда-то мушкетеры прокладывали себе дорогу шпагой, а он верил, что проложит пером. В отрочестве Жорж исступленно читал, теперь он исступленно пишет, испытывая жгучую потребность в самовыражении. Его многочисленные рассказы и очерки в газетах и журналах появляются под псевдонимами (всего было 10) и имеют успех. Первую коммерческую книжку «Роман машинистки» (1924), написанную за столиком кафе, он подписал Жорж Сим. За ней последовало множество развлекательных романов, автор писал: «Тексты выскакивают из меня. Я только успеваю барабанить пальцами». Сим просто наводнил литературный рынок романами, рассказами, эссе. За 10 лет им было написано около 190 произведений под разными именами. Появились деньги.
Женившись на юной художнице Регине Раншон (Жорж предпочитал называть Тижи), арендовав моторную яхту, писатель отправился в большое речное путешествие. На борту «Остгота» и родился за пять дней комиссар Мегрэ, герой романа «Петерс Латыш».

В отличие от однолюба Мегрэ, Сименон был болезненно «неравнодушен» к женщинам и верностью им не отличался. Своей жене-художнице, от которой у него был сын, он изменял с секретаршей Дениз Уиме. В браке с Дениз родились 2 сына и дочь. У второй жены были проблемы с алкоголем и по слухам признаки психического расстройства. Развода она не дала, поэтому с третьей спутницей жизни Терезой Сберелен, которая ранее была его домработницей, Сименон до конца жизни прожил «без штампа в паспорте». Недовольная законная супруга написала книгу о писателе, в которой весьма нелицеприятно отзывалась о нем. Предположительно, шок от скандальной книги привел к тому, что их общая 25-летняя дочь покончила жизнь самоубийством. Писатель тяжело переживал утрату. Последний роман он так и не закончил, и писал только мемуары.

В годы Второй мировой войны Сименон помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались британские парашютисты. С 1941 по 1943 годы Сименон жил в провинции на западе Франции в г. Фонтене-ле-Конт, где продолжал писать свои романы о знаменитом комиссаре Мегрэ. Позже он переезжает в Северную Америку. Жил в Квебеке, Флориде, Аризоне. Страдания людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах «Клан остендцев» (1946), «Грязь на снегу» (1948) и «Поезд» (1951). В 1952 году Ж. Сименон стал членом Королевской академии Бельгии. В 1955 году вернулся во Францию (Канн) со второй женой Дениз Оме. В том же 1955 году Сименон был избран председателем Ассоциации детективных писателей США. Вскоре переехал в Лозанну (Швейцария).

Романы Сименона — это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими произведениями он считал «психологические», или, как их называл автор, «трудные» романы, такие как «Поезд», «Грязь на снегу», «Поезд из Венеции», «Президент», «Кот». В них с особой силой проявлялась сложность мира, человеческих взаимоотношений, психологизм жизни. В конце 1972 года, в канун 70-летия Сименон принял решение не писать больше романов, оставив нереализованным очередной роман «Оскар». В последние годы жизни Сименон написал ряд автобиографических работ, таких как «Я диктую», «Письмо к моей матери», «Простые люди», «Ветер с севера, ветер с юга». В автобиографической книге «Интимные дневники» (фр. Mémoires intimes, 1981) Сименон рассказывает о семейной трагедии — самоубийстве своей дочери Мари-Жо в 1978 году, и о своей версии событий, приведших к ее гибели.

Писатель скончался в Лозанне 4 сентября 1989 года, на 87-м году жизни.
И снова Мегрэ. Первую книгу о комиссаре — роман «Петерс Латыш» — Сименон написал в 1929 году, последнюю историю — «Мегрэ и господин Шарль» — в 1972 году. Более 40 лет с одним героем!

Поначалу в описаниях работы полиции встречались ляпы и неточности: работа репортером не могла заменить знание полицейской «кухни» изнутри.
Позже Сименон вспоминал: «…после публикации первых трех или четырех романов… директор судебной полиции захотел познакомить меня с некоторыми полицейскими и в то же время познакомить меня с реальной работой службы. Старший инспектор Гийом, которому было поручено это задание, рассказал мне о методах ведения допроса и в то же время представил меня одному из своих старших коллег, большому специалисту в этой области, старшему инспектору Массю… Эти два человека, одинаково добросовестные и профессиональные, были мне очень дороги. Кто из них двоих оказал большее влияние на уже существующего, но все еще схематичного Мегрэ? Гийом, Массю и я стали хорошими друзьями… Для меня Гийом был не только другом, но и старшим братом Мегрэ».
Невероятная популярность комиссара Мегрэ подтверждается и большим количеством экранизаций романов. Первый фильм был снят в 1932 году, последний — в 2022 году. Считается, что «любить Сименона» = «любить детективы», и прежде всего — «про Мегрэ».

трейлер самого нового фильма «Мегрэ и таинственная девушка»

Но мы снова напомним, что Сименон — автор крепких психологических романов, не имеющих отношения к остросюжетной прозе. Для многих из-за «глубокого психологизма» истории «другого Сименона» тяжелы, так как очень трагичны. Никому ненужность и абсолютное одиночество, горькая жизнь; несправедливость плюс равнодушие равняются веревочной петле, в которой однажды нашли «маленького человека»… И так далее. Сам Сименон называл эти свои вещи «трудными» романами. Их герои действуют на таком пределе (или даже за пределом) своих возможностей, а за сдержанностью сименоновского «фирменного» стиля угадывается такой надрыв, что понятно, почему на родине Сименона сравнивали с Достоевским. Кстати, он не раз, полушутя, полусерьезно, говорил, что, как писатель, он «родом из гоголевской „Шинели“».

На время работы писатель превращался в отшельника: ни с кем не виделся, не говорил по телефону. Эти «марафоны» падали тяжелой нагрузкой на психику и вообще на весь организм. В таком режиме Сименон «выдерживал» в среднем десять дней. Его домашний врач опасался, что такая «техника» может повредить здоровью, если ею часто пользоваться. Но именно эта техника пребывания «в чужой шкуре» позволяла добиться эффекта присутствия в романе.

Нечеловеческая работоспособность Сименона точно гениальна. К двадцати восьми годам он уже опубликовал 160 романов и больше тысячи рассказов и новелл! Сименон, как автомат, каждые три дня выдавал приключенческий роман в 10 000 строк, каждые шесть дней — любовный роман в 20 000 строк. Через десять лет такой жизни Жорж Сименон позволил себе расслабиться и переключился с конвейера на штучное производство: появился Мегрэ…

Гений Сименон, как автор, или нет — решать Вам, но он феноменален. Прочтите его автобиографичную книгу «Я диктую», которая представляет собой расшифровку многочасовых монологов писателя.
ИСТОЧНИКИ
  1. Бэлза, С. И. Человечная романтика детектива : [предисловие] / С. И. Бэлза. — Текст : непосредственный // Мастера детектива. — Москва, 1990. — Вып. 3. — С. 3−12. См. с. 7.
  2. Ионкис, Г. Тайны комиссара Мегрэ и его создателя / Г. Ионкис. — Текст : электронный // Партнер. — 2013. — № 11 (194). — URL: www.partner-inform.de/partner/detail/2013/11/238/6562/tajny-komissara-megrje-i-ego-sozdatelja?lang=ru (дата обращения: 9.02.2023).
  3. Надеждин, Н. Жорж Сименон: «Вдвоем с комиссаром Мегрэ». — Москва : Майор; Изд. А. И. Осипенко, 2009. — 191 с. — (Серия «Неформальные биографии»). — Текст : непосредственный.
  4. Рождение легенды. Как появился комиссар Мегрэ. — Текст : электронный // Pikabu : [портал]. — URL: pikabu.ru/story/rozhdenie_legendyi_kak_poyavilsya_komissar_megrye_9 231 341 (дата обращения: 9.02.2023).

Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
2023-02-10 11:00 Статьи